Соблазны – экзамен в крепости веры. Литургия в Христорождественском соборе Рязани

.

3 января, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе Рязани.

Наставление после службы архипастырь посвятил вопросу противостояния соблазнам, основываясь на теме, затронутой в евангельском повествовании, звучавшем в этот день в храме:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали повествование апостола и евангелиста Марка, связанное с темой соблазнов. Соблазн – это страшная вещь, причем и для того, через кого этот соблазн приходит, на что указывает и Сам Господь. В Евангелии таким человеком соблазна, прежде всего, стал предатель Христов Иуда. Господь говорит о том, что лучше, если бы он вообще не родился, настолько гнусным, отвратительным и тяжелым является его грех отступничества от Бога.

А как правильно воспринимать соблазн, как к нему относиться? В Евангелии звучат такие слова: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый...». Неужели нужно воспринимать эти слова буквально и в случае соблазнов поступать столь радикальным образом?

В истории Церкви были примеры разных подходов и толкований к теме соблазнов. Бывали и случаи членовредительства у подвижников, которые были не в силах выдерживать тот или иной соблазн. И в одном из житий есть рассказ о том, как подвижника пришла соблазнять блудница, и он сжег свою руку, болью сохраняя себя от искушения. Это так поразило женщину, что она покаялась в своем страшном грехе. Но Церковь в большинстве случаев не благословляет буквальное восприятие слов Спасителя о таком противостоянии соблазнам. Как же тогда нужно воспринимать их? Образно, духовно. Если нас соблазняет глаз – нужно не смотреть, лишать себя опасного зрелища. Вспоминаю рассказ про одного афонского монаха, который, живя в келье на берегу моря, настолько стремился утеснять себя, что никогда не смотрел в окна на морские пейзажи. Есть и такие примеры.

Если наше зрение нас соблазняет – лучше не смотреть, если хотим пойти, куда не стоит – лучше сразу остановиться. Однако бывают случаи, когда соблазн может возникнуть помимо нашего желания. Такой пример мы можем увидеть и в евангельской истории, поскольку слова и действия Спасителя могли кого-то соблазнить. Он нарушал субботу и это, конечно, соблазняло книжников и фарисеев. Он изгонял торгующих из храма и, с одной стороны, это очищало храм от скверны, но с другой – могло служить источником соблазна. И действия пророков также могли кого-то соблазнять.

Неслучайно в мир приходят соблазны, без них полностью не обойтись. Они служат для испытания человеческой веры – достаточно ли она крепка, чтобы человек выдержал испытания. Словом, соблазны представляют собой некий экзамен в нашей жизни. Их можно преодолеть, но можно и оступиться, и масса людей соблазняется, причем не только худыми поступками, но и вещами нейтральными.

Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, с одной стороны, не соблазняться поведением других людей, и с другой стороны – не становиться источником соблазна для тех, кто немощен в вере и для кого соблазн может стать источником погибели.