Покаяние – преодоление себя. Литургия в день памяти преподобного Серафима Саровского

.

15 января – дата празднования в честь преподобного Серафима Саровского, посвященная молитвенному воспоминанию о преставлении и втором обретении мощей святого. В этот день престольный праздник встречали в храме, посвященном преподобному, в военном городке Дягилево. Божественную литургию возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Серафимовский храм расположен на территории воинской железнодорожной бригады, и участниками богослужения стали военнослужащие и члены их семей.

Наставление после богослужения владыка посвятил теме покаяния, сразу же указав на ошибочность восприятия этого Таинства как чего-то простого и легкого:

– Среди мирских малоцерковных людей существует представление о покаянии как о чем-то легком, доступном, поэтому говорят просто: «Не согрешишь, не покаешься». Такой подход приводит к обесцениванию покаяния в глазах многих людей. Но на самом деле это совсем не простое дело, и любой человек, который когда-либо приходил на Таинство покаяния, знает, что покаяться – это преодолеть себя, переступить через себя. Но не только.

В Евангелии от Матфея, которое мы с вами слышали сегодня, дорогие братья и сестры, рассказывалось о том, как вышел на проповедь Иоанн Предтеча. Он обращался к людям в достаточно жесткой форме, говоря им – «Порождения ехидны!» (по-русски это может звучать как «Ах вы, змееныши!»). Он вопрошал: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»». Почему же такие строгие и жесткие слова звучали из уст Пророка, тем более в адрес людей, которые пришли к нему исповедовать свои грехи?

Дело в том, что среди древних евреев, как ныне и у нас, существовали свои ложные представления о легкости покаяния. Только если сейчас люди думают, что покаяние — это в целом очень легко, то древние евреи считали, что Господь будет судить двояко: Израиль – по законам милости, а язычников, не знающих истинного Бога – по всей строгости Его законов. Соответственно древние евреи считали себя людьми, находящимися в особом положении. Но Иоанн Предтеча говорит им другое – «сотворите достойный плод покаяния». Мало сказать «Я согрешил, прости, Господи». Нужно еще и загладить свой грех, принести Богу достойный плод покаяния.

А что такое достойный плод покаяния? У разных людей он отличается. Мы знаем, что в воинской среде существуют представления о том, что грех малодушия и предательства смываются только кровью. Так же воспринимали отступничество и древние христиане, и потому среди них было много мучеников, которые не боялись проливать свою кровь за веру во Христа.

Пример таких достойных плодов покаяния показывает нам и преподобный Серафим Саровский. Он тысячу ночей молился Богу, стоя на камне в лесу, нес другие подвиги, и Господь открыл ему премудрость, дал особую благодать. В конце жизни преподобный Серафим Саровский стал настоящим проводником Божией благодати. Он говорил людям о будущем, учил их покаянию, открывал им то, что лежало у них на сердце, показывал путь ко спасению, рассказывал о том, какая радость быть с Богом, иметь чистую совесть и стяжать Божию благодать.

И что еще важно, он обратил внимание всех нас на главное. Часто, видя, как грешат окружающие, мы стремимся их исправить, показать правый путь, а как сами живем, даже не задумываемся. Неслучайно в Священном Писании есть такие слова: «Блажен, кто сотворит и научит». Не просто научит, но сначала сотворит! И преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен» - то есть, стяжи Дух Святой, стань человеком, подобным Богу, святым! Тогда, по слову преподобного, вокруг спасутся тысячи. А мы только и делаем, что пытаемся исправить всех вокруг себя, будучи, может быть, гораздо более грешными, чем окружающие нас люди.

Внимание к себе, достойный плод покаяния – вот уроки, которые являет нам сегодняшний день, праздник преподобного Серафима Саровского и наступающий праздник Крещения Господня.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"