Рождество Пресвятой Богородицы. Архиерейское богослужение в день престольного праздника Солотчинского монастыря

.

21 сентября Православная Церковь встречает первый большой праздник церковного года – Рождество Пресвятой Богородицы. Для древнего Солотчинского монастыря это престольное торжество, и встретили его в обители за богослужением, которое возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Солотчинскую обитель основал в XIV веке князь Олег Рязанский. Там же и завершил дни почитаемый рязанцами правитель, приняв к концу жизни схиму с именем Иоаким. И неслучайно князь Олег, основывая Солотчинский монастырь, посвятил его именно Рождеству Богородицы. Эта дата стала днем победы русских войск над татаро-монголами в Куликовской битве. Современные исследования свидетельствуют, что князь Олег, чью роль в событиях той битвы нередко обрисовывали с негативной стороны, на самом деле способствовал победе русского воинства. Поэтому для Солотчинской обители и всей Рязанской земли Рождество Богородицы – не только великий праздник, но и напоминание об истинном образе князя Олега Рязанского и его значении в истории Отечества.

О самом событии Рождества Богородицы и о празднике, ему посвященном, говорил в наставлении после богослужения митрополит Марк.

– Если мы сравним, дорогие братья и сестры, идеалы Ветхого и Нового заветов, то мы увидим различие между целями и стремлениями человека в эти два периода. Для нас, людей Нового Завета, идеалом являются подвижники, молитвенники. Неслучайно в Церкви особым образом почитаются мученики или преподобные. Самым ценным и важным в нашу эпоху считается необходимость отдавать себя Богу, преображать свое греховное существо. Другие цели и задачи были у человечества в период Ветхого завета. Одним из идеалов того времени является патриарх. Не сам, а в смысле авторитета, влияния, патриарх как отец. Мы прославляем патриархов Ветхого Завета – Авраама, Исаака, Иакова, которые стали отцами множества. В ветхозаветный период людям было обещано, что на землю придет Мессия. И вот это ожидание Мессии побуждало человека производить потомство в надежде, что, возможно, в конкретной семье, от конкретного человека родится Мессия.

И потом, как мы знаем, в древние времена отсутствие детей было особым поношением. Считалось, что если у человека нет детей, то он наказан Богом, а если есть – то, возможно, из его рода произойдет Мессия. В эти дни мы с вами слышим трогательную историю о праведных Иоакиме и Анне, которые в течение долгого времени не имели детей, но не потому что были греховны или чем-то прогневали Бога. Господь испытывал их веру, прежде чем дать им драгоценный плод веры, надежды, молитвы и праведной жизни. Но если люди в ветхозаветное время ждали в основном Мессию, рождение Мальчика, который станет Спасителем древнего Израиля, то рождение Девы Марии стало неким удивлением – родилась Девочка: чистая, непорочная, как некий мост между Небом и землей, по которому Бог сошел на землю. Так наше церковное песнопение определяет место Приснодевы в истории спасения. Богородица пришла в мир, чтобы стать мостом, связавшим Небом и землю. Сегодня, дорогие братья и сестры, мы радуемся этому событию, тому, что спасение стало возможным благодаря рождению этого юного и непорочного Создания.

Совсем недавно отмечалось церковное Новолетие, а сегодня – первый великий двунадесятый праздник церковного богослужебного года, Рождество Божией Матери. Богородица стала мостом, связавшим Небом и землю, и мы все сейчас имеем возможность получить спасение и взойти на Небо.

*   *   *

Владыка поздравил всех с праздником, напомнив об основании князем Олегом Рязанским посвященной Рождеству Богородицы обители и значении этого события. В ответном слове игуменья Анимаиса (Данилова) поблагодарила архипастыря за радость совместной молитвы и преподнесла подарок – картину с изображением Рязанского кремля.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"

 

 

4c786985-9f0a-4551-8e23-d1d8198b5d7a
705cd4cd-b479-46c0-97a1-3fe6a65af0d5
96d241bc-3794-4603-999e-0e346f19cc4d