О вере и дерзновении. Архиерейское богослужение в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

.

В Неделю 23-ю по Пятидесятнице, 20 ноября, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

В наставлении владыка обратил внимание на особенности отрывка из Евангелия от Луки, читавшегося за богослужением, и указал на общие моменты событий, которые были содержанием этого текста:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали удивительное евангельское повествование, в котором апостол Лука рассказывает нам о двух случаях проявления Божественной силы и могущества. Может показаться, что это два совершенно разных эпизода из жизни Спасителя, которые мало что объединяет – только если число 12. Сначала говорится о том, что женщина, страдавшая кровотечением и получившая исцеление, страдала от своей болезни в течение 12 лет. Затем мы слышим, что единственная дочь начальника синагоги Иаира была двенадцати лет от роду. 12 и 12… В истории Израиля 12 имеет символическое значение, поскольку это число колен Израилевых и число учеников Спасителя.

Однако близость между этими эпизодами гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. В первом случае ко Христу подходит женщина и касается края Его одежды. Она совершает непростительный поступок, поскольку прикосновение человека, страдающего кровотечением, оскверняло другого человека в течение целого дня. И чтобы очиститься, оскверненный должен был выстирать свои одежды и обмыться, и только наследующий день мог быть чист.

Во втором же случае Сам Христос прикасается к девице, которая умерла. Но ведь прикосновение к мертвому человеку – это тоже осквернение. И если в первом случае женщина прикасается к одеждам Спасителя, не спрашивая Его разрешения, то во втором случае Господь Сам берет девицу за руку и поднимает ее Своим всемогущим словом от сна смерти.

Господь показывает, что Он не стыдится и не боится никакой скверны, что Он пришел в мир, чтобы преодолеть всякую скверну. И Он являет пример всем нам, зачастую брезгливым и чуждающимся людей по каким-то своим личным причинам.

Но содержание этого евангельского отрывка еще глубже.

Христос в первом случае исцеляет прикоснувшуюся к Нему женщину. Более того, вместо упрека, который, казалось бы, мог вырваться из уст Спасителя, Он ободряет ее и хвалит за веру и дерзновение.

Что такое течение крови? Это, по сути дела, образ смерти. Ведь человек, страдающий кровотечением, умирает. И не случайно мы видим в Ветхом Завете выражение о том, что в крови – жизнь человека. Поэтому Господь повелевает не есть мясо животных с кровью, так как в ней душа и жизнь.

Таким образом человек, лишающийся крови при каком-либо заболевании или ране, приближается к смерти. Но если в первом случае это была кровоточивая женщина, страдавшая тяжелой, фактически, смертельной болезнью, то во втором случае речь идет уже о воскресении умершей.

Господь, по сути дела, совершает то, что Он позднее сотворил со Своим другом Лазарем. Он воскрешает умершую девочку, предуказывая на будущее воскресение всех нас из мертвых. Это Богоявление, откровение Божественной силы свершилось в доме у Иаира в присутствии немногих учеников Спасителя. Как во время Преображения, когда лишь три ученика увидели откровение Божественной славы Спасителя, так и здесь – Он берет с Собой лишь ближайших учеников, и в их присутствии показывает Свою Божественную силу и всемогущество.

Конечно, близкие не знают и не понимают вполне, что Господь не исцелил, а именно воскресил единственную дочь Иаира. В доказательство воскресения девочки Господь дает ей есть, и она в присутствии Спасителя вкушает пищу, показывая, что жизнь вернулась в ее тело.

Таковы удивительные события, показывающие нам силу Божию и Божие всемогущество. И эти рассказы наполняют наши души, с одной стороны, страхом и трепетом, а с другой – дают нам толчок к тому, чтобы и самим нам дерзать, молиться и просить воскресить наш народ, наши омертвевшие души.

Видео — Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"

09b7oNqLlpI
AA71c0YOgnQ
QSuIyv6s9c