Главное – не стать равнодушным персонажем. Литургия в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

.

В Неделю 24-ю по Пятидесятнице и заговенье на Рождественский пост, 27 ноября, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

За богослужением звучала притча о милосердном самарянине, назидательному смыслу которой владыка посвятил наставление после богослужения:

– В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали притчу, рассказанную Спасителем законнику, с которым у Него возник разговор об исполнении заповеди. Собеседник Господа дал правильный ответ на вопрос Спасителя о том, что нужно, чтобы спастись и войти в Небесное Царство – любить Бога и ближнего. Тогда, как говорит евангелист Лука, законник, желая оправдаться, спросил Христа – а кто мой ближний? И в ответ прозвучала притча, которая в нашей традиции называется притчей о милосердном самарянине, а у западных христиан – притчей о добром самарянине. Милосердный, добрый... Ни одного из этих эпитетов в евангельском тексте нет. Почему же в традиции укоренилось такое название?

Дело в том, что с точки зрения жителей Израиля, самаряне были люди отверженными, хотя евреи и самаряне были родственными племенами и, с точки зрения религии, у них было много общего – самаряне также почитали Пятикнижие Моисея. Однако вследствие исторических коллизий между ними сложились крайне враждебные отношения. И вот, Спаситель рассказывает о некоем человеке, который впал в руки разбойников, и мимо него, нуждающегося в помощи, прошли два персонажа, священник и левит. Причем, согласно слову Спасителя, человек с более высоким религиозным положением в обществе с большим равнодушием прошел мимо страдальца. Священник просто прошел мимо, левит же остановился, посмотрел, но тоже в итоге не оказал никакой помощи. И только самарянин, умилосердившись, сделал все потребное – помог, довез до гостиницы, смазал раны болящему и, более того, пообещал оказать дополнительную помощь, если таковая потребуется. Вот образ, который на протяжении многих столетий вдохновлял христиан во всем мире.

Эту притчу толковали по-разному, давая, в том числе, и аллегорическое толкование. В качестве милосердного самарянина говорили о Христе, который умилосердился над падшим человечеством и пришел ему на помощь.

Великим постом один из воскресных канонов также посвящен этой теме, только этой притче дается другое толкование: под человеком, впавшим в разбойники, подразумевается наша душа, израненная грехом. На некоторых протестантских изображениях в качестве людей, прошедших мимо страдальца, вместо священника и левита изображаются и другие персонажи – католический священник и монах.

Итак, мы видим множество толкований, но самое главное – буквальное, тот смысл, который Сам Господь вкладывает в содержание этой притчи. Он отвечал законнику – иди и ты твори то же самое. Господь показывает, что никакое положение и даже церковное служение не в состоянии уберечь человека от проявления жестокосердия и равнодушия. И самое главное в любой ситуации – это оказать человеку милость, милосердие, сострадание, любовь. Это то, что в первую очередь ждет от нас Спаситель. С точки зрения слушателей Христа, получить помощь от самарянина – это была наименьшая возможность. А потому притча называется притчей о милосердном самарянине, ведь для древнего еврея с представителями этого народа связан образ вражды, ненависти и неприязни.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы и мы вели себя в жизни не как равнодушие персонажи, чтобы мы были способны на неожиданные поступки, в которых выражалось бы милосердие, сострадание и любовь к ближнему.

Видео — Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"

0bd13b35-0cb2-4641-aa21-c16dd63979b7
582b37da-97c0-41ae-8b98-e8f31e1a52fe
602d340c-03e5-49e5-b1b8-a9105b74f703
6d6efc55-2f34-4d37-9181-919775d93011
97f5f54e-4de9-4aa9-a2f7-e00f6b42785b