Навечерие Рождества Христова. Архиерейское богослужение в кафедральном соборе

.

6 января, в последний день предпразднства Рождества Христова, навечерие этого торжества, в кафедральном соборе Рождества Христова митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого. Преддверие праздника уже наполнено ликованием и воспоминанием о великом событии, свершившемся более 2000 лет назад в Вифлееме – рождении Спасителя всего мира.

За богослужением звучали строки Евангелия, повествующие о пришествии на землю Богомладенца Христа, и ветхозаветных пророчеств о Его приходе в мир, а также слова тропаря Рождества Христова. Священнослужители за богослужением в этот день выходят из алтаря, чтобы внимать словам Рождественских песнопений, и становятся перед свечой, символизирующей звезду, которая вела древних волхвов из далекой страны к Вифлеемской пещере.

По окончании богослужения владыка еще раз обратил внимание верующих на обстоятельства Рождения Спасителя мира, указанные в Евангелии от Луки:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, во время Божественной литургии мы с вами слышали повествование апостола евангелиста Луки о событиях Рождества Христова. Как историк, евангелист Лука повествует о свершившемся приходе в мир Спасителя в контексте мировой истории. Он говорит о том, что Христос родился в правление кесаря Августа, а конкретнее – в то время, когда император Римской империи объявил об очередной переписи своих подданных.

О чем говорят эти упоминания? Прежде всего – о том, в какой именно исторический период родился на земле Царь царей. Но в этих свидетельствах можно увидеть и другой, более глубокий богословский смысл. Римский император был владыкой самого большого государства того времени, но не только: он объявлялся еще и богом, и кесарь Август в том числе. Конечно, имелся в виду бог языческий, но в своей стране, среди своих подданных он воспринимался не только как царь, но и как бог. Конечно, с точки зрения христиан – это ложный бог, потому что никакой человек по существу не может быть назван богом.

Итак, кесарь Август объявил перепись. Сама по себе она была средством для выявления количества подданных, необходимым, чтобы знать, сколько и с кого собирать налогов и кого можно призвать на военную службу. Фактически, перепись воспринималась как средство подчинения, не случайно евреи часто бунтовали во время ее проведения, ведь они понимали, что это одно из средств, показывающих их зависимость от языческого Рима, а они не хотели подчиняться никому, кроме Бога.

И вот в это время, когда владыка мира и земной бог приказал осуществить перепись своих подданных, рождается Богомладенец. Подлинный Царь мира и Владыка небесный и земной, Он рождается тайно, в пещере для скота. И мы сегодня встречаем Христа Спасителя рождественскими песнопениями перед свечой, которая символически изображает звезду.

Как и в то время, дорогие братья и сестры, сейчас мы видим земных владык, правителей, и средства, через которые осуществляется их власть в мире. Но для нас, христиан, главный Владыка мира, Царь Вселенной родился, и мы должны сохранять главным образом верность Ему. Земное Отечество является важным для всех нас, но главный образом наша верность должна сохраняться по отношению к Нему, Богомладенцу, который является Царем всей Вселенной и царству которого не будет конца.

 

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"