Архиерейское богослужение в день памяти преподобного Серафима Саровского

.

15 января, в этом году – Неделю 31-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, в Церкви совершается празднование в честь преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Верующие молитвенно вспоминают преставление и второе обретение мощей святого. В рязанском храме, посвященном этому угоднику Божию, в день праздника Божественную литургию совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Серафимовский храм – воинский, и его посвящение монаху, сейчас всем известному в лике преподобных, наполнено особым символизмом – ведь и православное монашество порой называют воинством, только сражается оно в духовной борьбе – с молитвой стоит «на передовой» битвы человечества с грехом. Размышляя об этом и пытаясь представить себе все тяготы земной жизни преподобного, можно прийти к убеждению, что жизнь святого была безрадостна и полна постоянных скорбей. Но, как ни удивительно, для окружающих он был источником света и невыразимой духовной радости – поскольку таковым было состояние внутреннего мира великого подвижника. О состоянии блаженства и о счастье говорил в наставлении митрополит Марк:

– Если спросить любого человека, к чему он стремится в жизни, то, наверное, чаще всего будет звучать ответ о стремлении к счастью. При этом люди понимают его по-разному. Откуда возникло в человеке стремление к счастью?

В каждом из нас на уровне влечения присутствует стремление к обретению потерянного рая. Человек в начале истории лишился рая вследствие грехопадения и с тех пор постоянно стремится к нему. При этом люди часто принимают за рай что-то совсем другое. Они стремятся к обладанию властью, достигают этого и говорят – нет, это не то! Никакая власть не даст человеку счастья...

Для кого-то счастье – это материальное благополучие, возможность обладания материальными ресурсами в жизни. Но человек достигает состояния изобилия и оказывается, что и это не то – не приносят деньги в жизни счастья! И таких попыток найти счастье в чем-то земном мы видим множество.

До Христа человечество блуждало в разных направлениях, поклонялось языческим богам, пускалось во все тяжкие, и отражение этого мы видим в Книге книг. Но вот приходит Господь и открывает людям Царство Небесное. Сегодня за богослужением мы слышали начало Евангелия от Марка. В словах Писания так и говорилось – начало Евангелия… Покайтесь, говорит Христос, и веруйте в Евангелие. То есть веруйте в Благую весть, которую Христос принес всем людям.

С тех пор, со времен Спасителя у нас есть образец и пример подлинного счастья, и блаженства достигали многие святые на протяжении столетий. Ярким примером в этом плане является преподобный Серафим Саровский, память которого сегодня отмечает Православная Церковь.

Сегодня главный праздник из всех, посвященных этому угоднику Божию –день его праведной кончины. Из его жития мы знаем, какой ценой он приобрел блаженство. Это были усердные труды, подвиги поста и молитвы. Житие преподобного говорит о том, что он в течение тысячи дней и тысячи ночей молился на камне за весь человеческий род. А потом, прежде затворник, он открыл двери своей кельи всему миру, и к нему шли тысячи людей со всей России. Они приходили к нему за утешением, за решением своих вопросов, порой вполне житейских. Но, конечно, самое главное, чему учил преподобный Серафим Саровский, это спасение. «Стяжи дух мир, и тысячи вокруг тебя спасутся», - говорил он. Из жизнеописания преподобного мы знаем, как радостно было пребывать с батюшкой Серафимом, и какого состояния он достигал во время молитвы. Это поистине воплощение райского состояния блаженства здесь, на земле.

Но с тех пор мы видим продолжение исканий, и человечество все дальше отходит от Христа. Во времена Серафима Саровского было немало вольнодумцев, но многие все же верили во Христа. Это были и простые люди, и интеллигенты. А сейчас, несмотря на испытания ХХ и XXI века, люди все еще продолжают искать счастье, но не там, где нужно – в погоне за славой, деньгами или удовольствиями. Многие люди не в состоянии разглядеть тихий, смиренный идеал, открытый нам Христом, тот путь, которым шли многие наши святые, и преподобный Серафим Саровский в их числе.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, сквозь соблазны и приманки века сего искать и находить подлинное счастье. А оно может быть только в Боге. И любой человек, который за своими плечами имеет годы жизни, кто пробовал искать счастье в другом, неминуемо приходил к разочарованию. И только Бог и Его милость являются неисчерпаемым источником счастья для всех нас и всего мира.

Владыка напомнил, что когда-то Дивеево относилось к Рязанской епархии, но это не единственная связь монастыря с нашим краем. Ведь основательницей Дивеевской обители стала блаженная Серафима (Мельгунова), прихожанка и благотворительница Ильинского храма, расположенного возле Рязанского кремля, нынешнего Епархиального управления с домовым Ильинским храмом. А сестры Милостиво-Богородицкого Кадомского монастыря (сейчас он находится в пределах Касимовской епархии Рязанской митрополии) долгое время пребывали под духовным водительством преподобного Серафима Саровского. Поэтому, заключил владыка, Рязанская земля глубоко связана и с преподобным Серафимом Саровским, и с Дивеевской обителью.

В этот же день митрополит Марк ознакомился с экспозицией, посвященной истории и современным трудам железнодорожной бригады, а для военнослужащих по окончании богослужения выступил хор воскресной школы Александро-Невского храма Рязани с Рождественским концертом.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"