Праздник Богоявления. Архиерейское богослужение в соборе Рождества Христова

.

Одним из праздников Церкви в первые века ее истории было торжество, соединявшее в себе два знаменательных события человеческой истории, два события из жизни Христа – Его рождение и крещение в водах реки  Иордан. Позднее эти праздники разделились, и теперь Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, приходится на 19 января.

В соборе Рождества Христова в Рязани верующие встречали тожество за Божественной литургией, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Затем владыка совершил чин великого освящения воды.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения, чина великого освящения воды и наставления доступны в записи).

По окончании богослужения митрополит Марк обратился к верующим с наставлением:

– Сегодня во время чина великого освящения воды мы с вами слышали слова ветхозаветного пророка, который увещал народ Израиля оставить беззаконие и идолопоклонство и служить одному лишь Богу Израиля. Но люди чаще всего никого не слушали: ни своих наставников, ни учителей, ни пророков. И вот через несколько веков после этих пророческих речей о том же самом говорил Иоанн Предтеча. На реке Иордан он продолжал учить в стиле древних пророков, призывал людей обратиться ко Господу, оставить беззаконие. Но было и отличие: Предтеча Господень не только учил, он еще и приглашал всех на реку Иордан, где совершал уникальное в своем роде действие, называемое Иоанновым Крещением.

В древнем Израиле существовало много разных обрядов, а омовения, причем не чисто гигиенические, а ритуальные, были частью жизни древнего израильтянина. Однако Иоанн Предтеча учил чему-то новому и говорил об особенности совершаемого им крещения как о некоей возможности очищения, знаменующей возвращение к заповедям, полученным от Бога. Конечно, не все слушали Иоанна Предтечу. В Евангелии от Иоанна приводится диалог посланников духовных руководителей еврейского народа с Иоанном. Они спрашивали его, на каком основании он совершает свое погружение, крещение. Они вопрошали его – ты Мессия? Он же отвечал – нет. Пророк? Нет. Какое же право ты имеешь крестить, погружать людей, устанавливать какой-то новый обряд, новое священнодействие?..

В свете этих причин, несмотря на религиозный энтузиазм, часть людей не приняла Крещение Иоанново, также, как не приняла и его увещевание, хотя, многие, как говорится в Евангелии, приходили к нему креститься. И сегодня в память об этом и, конечно, о самом событии – погружении в воды Иордана Самого Спасителя – мы совершаем великое освящение воды.

Для нас сегодня праздник Крещения – это праздник обновления, освящения всего творения, водного естества. И мы все стремимся сегодня приобщиться к Божией благодати. Кто-то пьет святую воду, по-гречески называемую агиасмой, кто-то погружается в нее, кто-то умывается. Эта вода благоговейно хранится православными христианами в течение всего года.

И все же, радуясь этому событию и стремясь получить Божию благодать, мы не должны забывать и о том, каким был изначальный посыл, к чему призывал Предтеча, а потом вслед за ним и Спаситель. Они призывали к покаянию и к возвращению к Божественным заповедям. Вкушая святую воду, причащаясь ею, будем помнить об этом, дорогие братья и сестры.

Каждый из нас, верующих во Христа, в свое время, в младенчестве или в сознательном возрасте сделал этот судьбоносный выбор – отрекся от темных сил и обещал служить Христу и жить с Ним. И каждый из нас погрузился в эти освященные воды, чтобы родиться уже новым творением. Будем же стараться быть этим новым творением, жить не как ветхие люди, но по вере, руководствуясь заповедями, которые всем нам оставил Господь, воплотившийся ради нас и нашего ради спасения, и ради нашего спасения пришедший на Иордан, чтобы погрузиться в него со всем жителями Израиля.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"