В Неделю святителя Григория Паламы митрополит Марк совершил Литургию в соборе Рождества Христова в Рязани

.

Вторая Неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк в этот воскресный день, 12 марта 2023 года, совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова в Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Время Святой Великой Четыредесятницы дает верующим возможность возвыситься над привычными земными пристрастиями и суетой, сделать над собой усилие, обратив больше сил и времени на молитву. Тема значения молитвы в жизни человека непосредственно связана с трудами и подвигами святителя Григория Паламы. Большинству верующих имя святителя известно, но само его учение нередко представляется чем-то далеким, малопонятным, интересным по большей части только для богословов и религиозных философов. При этом глубина его мысли такова, что собор, подтвердивший правоту его учения, одно время называли даже Восьмым Вселенским. Так что неслучайно Церковь посвятила именно ему вторую Неделю Святой Великой Четыредесятницы. При этом раньше тот же воскресный день был посвящен образу блудного сына. О значении этого образа говорил в наставлении к верующим митрополит Марк:

– За богослужением утрени сегодняшнего воскресного дня мы слышали не только тропари и песнопения, посвященные святителю Григорию Паламе, но и молитвы, в которых перед нами вновь встал образ блудного сына.

У кого-то может возникнуть недоумение – почему опять звучит эта тема, связанная с известной евангельской притчей? Ведь, казалось бы, подготовительная Неделя Великого поста, связанная с образом блудного сына, уже давно прошла.

Дело в том, что в древности посвящение седмиц Великого поста было иным, и Неделя блудного сына была не в числе подготовительных седмиц поста, но внутри самой Святой Великой Четыредесятницы. И канон, который мы с вами слышали, является отражением этого древнего порядка. Однако в тропарях, посвященных теме блудного сына, мы слышали некую новую важную мысль. В частности, автор канона восклицает о том, что блудный сын вспомнил о милосердии своего Небесного отца и раскаялся, вернулся к своему Отцу и был принят с любовью. Но мы, продолжает автор канона, не торопимся вернуться к своему Отцу, покаяться и встать на путь исправления.

И это очень важная мысль, о которой мы порой забываем. Важно не просто каяться, исповедоваться и сокрушаться о своих грехах, важно, чтобы все это выражалось в конкретных действиях. Образ блудного сына являет нам законченный пример покаяния. Он раскаялся в своих грехах и вернулся. Что же происходит чаще всего у нас?

Мы исповедуемся, стараемся выискивать грехи, которыми согрешили сейчас или когда-то давно, пытаемся сокрушаться в своем сердце и иногда плачем, чувствуя в своем сердце некий покаянный настрой, как мы говорим – покаянное чувство. При этом мы забываем о самом главном – о том, что нужно не просто каяться, исповедоваться, но нужно меняться, двигаться в сторону исправления. Движение – самое главное. Представьте себе, что мы, вместо того чтобы двинуться к определенной цели, вышли во двор, сели в машину, завели ее, через некоторое время оставили на своем месте или загнали обратно в гараж.

Так и мы, дорогие братья и сестры, ограничиваемся исповедованием своих грехов, сокрушением, покаянным чувством, но не торопимся двигаться в сторону исправления, и это самое тяжелое препятствие на нашем пути. Покаяние в итоге не находит своего завершения, потому что завершение покаянного процесса – это движение в сторону добродетелей, исправление своей жизни. И об этом мы слышали вчера во время чтения канона на утрене.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, не ограничивать процесс покаяния какими-то важными этапами, но стремиться в своем покаянии двигаться к его цели – исправлению нашей греховной и грехолюбивой жизни.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"