Архиерейское богослужение в день празднования Входа Господня в Иерусалим

.

Великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим, 9 апреля в 2023 году, прихожане рязанского храма, посвященного этому событию, вновь встретили на архиерейском богослужении. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию, после которой в наставлении к верующим обратил внимание верующих на несколько важных моментов, связанных с торжественным входом Господа в святой град Иерусалим:

– Читая Божественное Евангелие, мы видим как по-разному реагирует Спаситель на знаки внимания со стороны народа к Нему. В каких-то случаях Господь запрещает рассказывать о Своих чудесах и говорит, что Его время еще не пришло, и избегает человеческого внимания и людской славы. В чем же причина такой скромности?

В Евангелии от Иоанна мы читаем, что после того, как Господь накормил множество людей пятью хлебами и двумя рыбками, народ хотел провозгласить Его Царем Израиля в обычном земном смысле этого слова.

Какой была реакция Спасителя? Он поспешно удалился, скрылся от этого народного внимания и почестей, не желая, чтобы Его называли царем Израильским. Но вот проходит какое-то время, и Господь уже принимает почести от людей. И содержанием настоящего праздника является торжественный вход Христа Спасителя во Святой град Иерусалим. Почему же Господь тогда отказывался быть признанным царем, а сегодня мы отмечаем событие, которое связано с Его входом в Иерусалим как царя Израиля?

В предшествующих случаях Господь говорил, что время Его еще не пришло, что Ему еще рано называться Царем, тем более что речь шла об обычном человеческом понимании Царя как избавителя Израиля, как о человеке, который, по мнению многих Его соотечественников, должен был освободить народ еврейский от римской оккупации. Но приходит время, когда уже близко Страсти Христовы, Его час, момент восшествия на Крест. И восходит на него не просто какой-то раввин, пророк и учитель, но Царь Израилев, о котором предвозвещали пророки.

Христа Спасителя встречает огромное количество людей. Евангелист Иоанн Богослов, повествование которого мы читали сегодня на литургии, рассказывает о причине такой торжественной встречи Христа в Иерусалиме.

Люди услышали о великом знамении, чуде, которое совершил Христос – о воскрешении Лазаря, и поэтому множество людей пришло встречать Спасителя.

Господь входит в Иерусалим, и люди встречают Его как царя, отсюда эти радостные возгласы – «Осанна Сыну Давидову!». Сын Давидов – это образное наименование Мессии. В Писании Ветхого Завета так называют будущего Мессию и Царя Израиля. Осанна – еврейское слово, буквально означающее – «О Господи, спаси же, помоги же». В сочетании с наименованием Христа Сыном Давидовым, это все имеет такое значение: «Господи, помоги же Сыну Давидову, Мессии, осуществить Его царское служение!». Вот тот смысл народных возгласов, которые услышал Христос, входя в Иерусалим.

Мы часто не знаем значения этих слов, но современники Христа, первосвященники, книжники и фарисеи, прекрасно понимали, что означают эти возгласы. Они осознавали, что так люди приветствуют своего Мессию. Более того, они видели, что Христос принимает эти почести, таким образом соглашаясь с тем, что Его приветствуют как Мессию. Все это ускорило осуждение Христа и Его смерть на Голгофе.

Мы сегодня, взяв в руки вайи, устремились в Божий храм, чтобы воскликнуть Христу, что и мы признаем Его Царем не только Израиля, но Нового Израиля, всего мира. Мы произносим те же самые слова, которые 2000 лет назад восклицали Христу толпы ликующих людей. Господь грядет на страсть как царь Израиля, будущий Искупитель, тот, кто должен извести Адама и всех его благочестивых праведных потомков из ада.

И мы радуемся, внимая этому ликованию торжества над смертью, которая будет ощущаться и прославляться нами во время славного Воскресения Христа Спасителя.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"