Великий Вторник. Литургия Преждеосвященных Даров в храме святителя Николая Чудотворца города Рыбное

.

Наступил Великий вторник. Он посвящен воспоминанию о том, как Спаситель вновь учил в Иерусалимском храме и вне его и говорил притчи.

В 2023 году в этот день, 11 апреля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святителя Николая Чудотворца города Рыбное. В наставлении после богослужения владыка обратился к одному из образов, вспоминаемых на Страстной седмице – образу бесплодной смоковницы:

– Богослужения Страстной седмицы пронизаны ясной мыслью о скоротечности времени. И если Христос в Евангелии неоднократно говорит о том, что время Его еще не пришло, то основная мысль богослужений первых трех дней Страстной седмицы заключается в другом – время нашей жизни коротко, конец приближается, а мы все еще не торопимся покаяться.

Стараясь укрепить нас в стремлении жить по-новому, Церковь предлагает нам разные евангельские образы – о талантах, о девах, которые должны были встречать Жениха со светильниками. Об этих образах мы слышали в сегодняшнем Евангелии. Однако самый сильный образ, предлагаемый нам Церковью – бессловесная смоковница. И само по себе вынесение Христом суда над ней является особо выдающимся событием.

В Евангелиях мы много раз видим, как Христос совершает чудеса – Он воскрешает мертвых, дает зрение слепым, исцеляет разбитых параличом и кормит многие тысячи людей. Характеризуя все чудеса Спасителя, можно сказать, что они сотворены Им во благо людей. При этом у Господа нет цели накормить всех голодных и исцелить всех болящих, но Его знамения и чудеса имеют ясную и вполне определенную цель – утверждение веры во Христа как в Мессию. Именно для того Господь творит чудеса, чтобы их очевидцы уверовали в Него, убедились, что Он и есть Мессия, Сын Божий.

В отличие от этих чудес, служащих человеческому благу, проклятие бесплодной смоковницы является единственным своего рода «карающим чудом». Господь проклинает ее, и она тотчас засыхает. Может возникнуть вопрос – не рано ли Господь искал на смоковнице плодов? Ведь обычно она плодоносит не раньше августа. Однако в Палестине смоковницы порой дают плоды, хотя и незрелые, и до этого времени. Конечно, не всегда и не везде, но даже в окрестностях Иерусалима можно увидеть в апреле зеленые незрелые плоды этого дерева. Так что ожидание Спасителя справедливо, тем более что смоковница была покрыта листьями, указывающими на возможность наличия на ней и плодов.

В чем же заключается смысл этого события? Очевидно, что евангелисты описывают факты, носящие не какой-то бытовой характер. Есть, пить – это все слишком приземлено. Совершенные же Христом знамения имеют глубокий смысл. Смоковница – первое дерево, упоминаемое в Библии, в книге «Бытие», после рассказа о древе добра и зла. В Библии говорится о том, что Адам и Ева после грехопадения сшили себе пояс из листьев смоковницы. В писаниях пророков образ смоковницы, как и образ виноградника, – это образ еврейского народа. Поэтому, когда Господь совершает Свой суд об этой смоковнице, Он тем самым предсказывает будущий суд о народе Израиля, о Своих современниках, грех которых состоял в том, что они не узнали своего Мессию. И более того, они пригвоздили Своего Мессию ко Кресту. Таков символический смысл этого рассказа и слов Спасителя.

Богослужебные песнопения, упоминающие об образе бесплодной смоковницы, делают другой акцент, и связан он не с историей, а с нашей бесплодностью. Каждый из нас должен приносить плоды духа, но мы продолжаем оставаться ветхими людьми и не хотим трудиться и изменяться, становясь новым человеком. И потому нас тоже ожидает участь бесплодной смоковницы, если мы не изменимся, если не начнем жить по-иному. Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, встрепенуться от этих ярких образов. И пусть образ бесплодной смоковницы устрашит нас и подвигнет к духовному пробуждению. 

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"