Причастие во спасение. Архиерейское богослужение в Великий Четверг.

.

Среди дней Страстной седмицы, каждый из которых имеет свое особое значение, ключевым можно назвать четверг, когда верующие с трепетом вспоминают событие, описанное всеми четырьмя евангелистами – Тайную вечерю, последнюю трапезу Христа с учениками, на которой было установлено Таинство Евхаристии.

13 апреля, в Великий Четверг, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию святителя Василия Великого. За богослужением молилось множество верующих, поскольку все по возможности стараются причаститься Святых Христовых Тайн в день установления главного Таинства Церкви. О событиях, происходивших на Тайной вечере, и их значении, владыка говорил в наставлении после богослужения:

– Сегодня особый день для Христовой Церкви – день рождения главного ее Таинства, Таинства Евхаристии. Причем на этом последнем ужине с учениками Христос собирался отметить с ними ветхозаветный праздник Пасхи. Но во время этого праздника состоялось нечто, выходящее за рамки пасхального чина. Господь преломил хлеб и сказал – «Это Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». Таким образом Христос в очередной раз указал Своим ученикам на Свои предстоящие страдания и смерть за весь мир, за все человечество.

Подобным же образом Он взял чашу с вином, которую обычно испивали во время ветхозаветной пасхальной трапезы, но прозвучало не привычное всем благословение, а нечто необычное – «Это Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во составление грехов». Упоминание о крови носит особый смысл, поскольку первый Завет Бога с еврейским народом на горе Синай был тоже скреплен кровью. Только это была кровь жертвенных животных: Моисей в ответ на обещание народа Израиля хранить верность Богу окропил всех кровью жертвенных животных. Христос же предсказывает ученикам, что Новый Завет Бога с людьми будет скреплен уже не кровью жертвенных животных, но Кровью Сына Божия, Богочеловека, который отдаст Себя в жертву чистую за все человечество.

Тайная вечеря Христа с учениками, таким образом, – это и предсказание грядущих страданий Христа, и установление чина новой Пасхи. Неслучайно в молитве во время Литургии говорится о том, что всякий раз, когда мы совершаем Божественную Евхаристию, мы вспоминаем распятие Христа за всех нас и Его Воскресение. Ученики недоумевали, услышав такие слова. Конечно, они уже не раз слышали слова Спасителя о предстоящем исходе в Иерусалиме, и вместе с тем они исполнились особым страхом, когда услышали слова о том, что один из учеников предаст Учителя. Все они тут же стали спрашивать – «Не я ли, Господи?». При этом все ученики называли Христа Господом… Тот же вопрос задает Христу и предатель Иуда. Только в отличие от учеников, оставшихся верными Христу, он обращается ко Христу иначе – «Учитель». Для Иуды Спаситель уже перестал быть Господом, потому что в его сердце поселился злой умысел, диавол уже вошел в его душу, чтобы он стал его орудием и исполнил свое черное дело. Потому называет Его «Учитель».

Таким образом состоялась первая Евхаристия, первая Вечеря Христа с учениками, где Господь предсказал Свои страдания и преподал ученикам Тело и Кровь.

Мы все сегодня тоже стараемся причаститься Святых Христовых Таин, но не считаем себя достойными учениками, потому что, взирая на учеников Христовых мы видим, с одной стороны, предателя Иуду, с другой – горячее уверение учеников в верности Христу. Мы помним страстные слова Петра, который говорил о верности до смерти своему Учителю, и однако он не сдержал своего обещания. Мы же видим свои грехи, свою неверность Богу, и потому не считаем себя достойными называться Его ученикам, но просим Господа, чтобы Он принял нас как благоразумного разбойника, который покаялся в последний момент своей жизни на кресте.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, причащаться Святых Христовых Таин, во спасение, а не в осуждение. Ведь все мы слышим слова апостола Павла о том, что тот, кто есть и пьет недостойно, тот причащается в осуждение себе.

Дай Бог нам до конца наших дней быть вместе со Христом, причащаться Святых Христовых Таин во очищение наших душ и в знак единства со Христом, нашим Богом и Спасителем.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"