В послушании Божественным повелениям. Литургия во второй день празднования Рождества Христова в Покровском монастыре

.

Наступил второй день празднования Рождества Христова. В Михайловском Покровском монастыре его встретили за Божественной литургией, которую возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В Церкви эта дата посвящена воспоминанию о людях, связанных с приходом в мир Спасителя: совершается празднование, посвященное Собору Пресвятой Богородицы, праведному Иосифу Обручнику, Давиду царю и Иакову, брату Господню. Им, и главным образом – святому Иосифу, было посвящено наставление владыки по окончании богослужения:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, во второй день праздника Рождества Христова, наша Церковь отмечает память людей, непосредственно связанных с рождением в мир Спасителя. Это Иосиф Обручник, Давид царь, потомком которого является праведный Иосиф, и Иаков, брат Господень, родственник по плоти нашего Спасителя.

В Евангелии мы прежде всего слышим о праведном Иосифе. Он является участником всех событий, связанных с рождением в мир Спасителя и с Его жизнью до совершеннолетия. Церковь называет его Обручником, и вместе с тем в Евангелии мы слышим другой эпитет: муж Марии. Современный человек испытывает затруднение, сталкиваясь с этим выражением, ведь праведный Иосиф был только обручен Божией Матери, но не был ее полноценным мужем, и даже между ними даже не был заключен обряд брака.

Дело в том, что в Древнем Израиле обручение имело несколько иное значение, нежели тот обряд, к которому мы привыкли сейчас и который является частью чинопоследования венчания.

Когда будущие муж и жена обручались, они уже считались мужем и женой. И если, например, после обручения муж умирал, то обрученная ему женщина называлась вдовой, хотя как такового брака между ними еще не было. В Евангелии от Матфея особо много говорится о праведном Иосифе, но в кратких выражениях и словах. Сначала, когда праведный Иосиф узнал о том, что обрученная ему Дева Мария является непраздной, он хотел было отпустить Ее. По закону Моисееву неверную жену нужно было побивать камнями, и если бы он исполнил повеление древнего закона, то он, строго говоря, должен был стать участником Ее убийства.

Но Евангелие неслучайно говорит, что он был праведным. И если с точки зрения древних представлений праведным считался человек, который следовал заповедям закона, то есть его праведность полагалась результатом исполнения закона, то праведность Иосифа была чем-то большим. И потому когда он узнал, что его Жена непраздна, он хотел Ее отпустить, но получил благовещение во сне. Ангел Божий сказал ему, что рожденный от Девы Марии, его Жены – от Святого Духа, а не от человека, и родится Спаситель, который спасет весь мир от грехов.

И потом, уже после того, как Сын Божий родился, ангел Божий вновь является по повелению Господа праведному Иосифу во сне и повелевает ему уйти в безопасное место, в Египет, вместе с Младенцем. И наконец, после того как умерли все искавшие души Младенца – имеется в виду царь Ирод – Святое Семейство возвращается на Святую Землю.

Итак, в нескольких эпизодах этого краткого повествования о Рождестве Христовом мы слышим упоминания о праведном Иосифе. Но что характерно, ни в одном из этих эпизодов он сам ничего не говорит. Он только слушает, внимает, получает откровение во сне и исполняет Божие повеление, ничуть не противясь, не колеблясь и не споря с вестником Божиим. Праведный Иосиф в полном послушании исполняет свою миссию, сначала приняв свою Жену, затем Младенца и дав Ему имя. Это тоже было значимым моментом, когда отец по закону давал имя младенцу. И наконец, когда Святое Семейство бежало в Египет, он только выполняет Божественные заповеди и повеления и вновь ничего не говорит.

Эти удивительные качества праведного Иосифа, его смирение, послушание и подлинная праведность вызывают в нас удивление и почитание. Особенно в монастырях, где одной из главных добродетелей является послушание.

Дай Бог не только в монастырях, но всем нам, дорогие братья и сестры, быть послушными Божественным повелениям, подобно праведному Иосифу, память которого мы сегодня отмечаем.

*   *   *

Настоятельница Покровской обители игуменья Сергия (Масляева) сердечно поблагодарила митрополита Марка за радость совместной молитвы и поздравила с праздником Рождества Христова.

Владыка, в свою очередь, поздравил всех присутствующих и обратил внимание на символичность совершения богослужения в нижнем храме собора, освященном в честь Софии, Премудрости Божией. У людей нередко возникает непонимание относительно этого наименования, многие связывают термин «Премудрость» с Божией Матерью или вовсе с некоей безликой премудростью. Но эти представления, как пояснил митрополит Марк, ошибочны. Апостол Павел говорит, что Христос – это Божия сила и премудрость, то есть Премудрость, София – это Христос. А связано это с идеалом премудрости в Древней Греции, которая является не только, как говорят, родиной демократии, но и философии. И в посвящении храмов Софии выражено сочетание греческого идеала премудрости и христианского благовестия, ведь Христос – это Божественная Премудрость, с помощью которой Бог Отец творил этот мир.

Видео - "Михайлов ТВ"