Праздник Обрезания Господня и 20-летие архиерейской хиротонии митрополита Марка

.

На 14 января в православном календаре приходится великий праздник Обрезания Господня и вспоминается святитель Василий Великий. По такому случаю в день праздника совершается литургия, составителем чинопоследования которой и стал этот великий угодник Божий. В соборе Рождества Христова в Рязани богослужение возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении епископа Касимовского и Сасовского Василия.

В сознании большинства верующих праздник Обрезания Господня остается в тени других торжеств, несмотря на то что в его основе лежит одно из событий земной жизни Спасителя.  Согласно еврейскому закону, восьмидневный младенец Христос принял обрезание – соответствующий обычай восходит к глубокой древности, когда Бог таинственно явился праведному Аврааму и пообещал ему, что от него произойдет великий народ, и позже в закрепление этого завета повелел обрезывать всех младенцев избранного народа.

Ровно 20 лет назад именно в праздник Обрезания Господня состоялось важное событие в жизни предстоятеля Рязанской митрополии, митрополита Марка. 14 января 2004 года в Храме Христа Спасителя в Москве он был хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии. Со словами пожеланий по случаю значимой годовщины к митрополиту Марку по окончании Литургии обратился епископ Василий, от лица духовенства и мирян Рязанской епархии владыку поздравил ключарь кафедрального собора протоиерей Николай Сорокин.

Митрополит Марк сердечно поблагодарил всех за поздравления и пожелания, отметив, что доброе отношение и молитвы рязанцев помогают нести служение, дают силы и вдохновение в трудах.

Наставление владыка в этот день посвятил празднику Обрезания Господня и значению вспоминаемого события:

– Если попросить православного человека, который, может быть, не каждый Воскресный день посещает храм, назвать православные праздники, то вряд ли он назовет среди них Обрезание Господне. Это торжество, хотя и связано с земной жизнью Христа Спасителя, не относится к числу главных двенадцати церковных праздников. И это неслучайно.

Церковное предание едва упоминает об этом событии. Из евангелистов всего лишь двое пишут о нем – евангелист Матфей кратко свидетельствует о том, что праведный муж Девы Марии Иосиф нарек Спасителя именем Иисус. А наречение имени совершалось в тот же день, что и обрезание.

Евангелист Лука говорит об обрезании, но не конкретно о том, что оно было совершено над Спасителем. В Евангелии звучат такие слова – «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве».

Почему же церковное предание покрывает как бы мраком молчания это событие? Да потому что евангелисты обращают внимание на то, что отличало Христа от всех других людей, что было проявлением Его Богочеловечества, свидетельствовало о Его Божестве. Поэтому мы и слышим в Евангелиях о рассказы о чудесах, исцелениях, предсказаниях. И в гораздо меньшей гораздо степени евангелисты уделяют внимание эпизодам, которые указывают на то, что роднит Христа с прочими людьми.

Вернемся к повествованию евангелиста Матфея о наречении имени Богомладенцу. Предполагается, что Христос был обрезан, ведь Он – Сын Авраама, Давида, и если бы Он не был обрезан, то не принадлежал к избранному народу, так что это само собой разумеется.

Какой же смысл это все несет для нас? Обрезание лишний раз говорит о смирении Богочеловека. Господь не имел нужды ни в обрезании, ни в Крещении, ни в прочих человеческих традициях, обрядах и условностях, но Он прошел весь человеческий путь возрастания, начиная от рождения в качестве младенца. Само рождение Бога на земле является крайним актом Его смирения, и то же самое мы можем сказать об обрезании и далее о водном крещении. Все это, дорогие братья и сестры, является примером и для нас. Господь терпел и смирялся, и мы на нашем жизненном пути должны терпеть, смиряться и, главное, помнить о высоком предназначении человека, которое предстоит каждому из нас. Дай Бог всем нам помнить об этом самоуничижении Спасителя и, со своей стороны, добровольно смиряться по образу смирения Христа Спасителя.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"