Отдание праздника Крещения Господня. Литургия в Успенском храме села Старолетово

.

27 января совершается Отдание праздника Богоявления. Заключительный день торжества прихожане храма Успения Пресвятой Богородицы села Старолетово Рыбновского района встретили за Божественной литургией, которую впервые в этой сельской церкви возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с наставлением:

– Одно из искушений, стоящих перед человеком – это желание возвыситься над себе подобными. Человек стремится стать лучше, гордится. Как же научиться смирению, усвоить себе смиренный образ не только мыслей, но и жизни?

Наставление на этот счет мы видим в сегодняшнем Евангелии. Господь, обращаясь к Своим ученикам, говорит, что если ты пришел на какой-то званый ужин, не садись впереди, потому что если ты сядешь там и вдруг придет кто-то более уважаемый, чем ты, то тебя хозяин дома поднимет с места и посадит в самый конец.

Господь учит поступать наоборот: пришёл куда-либо на званый ужин – сядь последним. А вот когда хозяин дома подойдет к тебе, поднимет и попросит сесть на более почетное место, то тогда он покажет своё уважение к тебе. Это правило имеет смысл как в отношении нынешней жизни, так и жизни будущего века.

Что значит применять это правило в отношении жизни будущего века? Люди часто говорят – вот я хожу в храм, уже много лет являюсь прихожанином, не то что какие-то люди, приходящие в храм, только чтобы поставить свечку, или вообще не приходящие в Дом Божий.

Мы не знаем, как нас оценит Господь. Наоборот, нужно смиряться и считать себя последним, самым негодным христианином. И Господь нас не только наставляет, Своим образом жизни Он даёт нам пример и наставление.

Сегодня мы завершаем празднование Крещения Господня. Для большинства из нас Крещение – это славный праздник, когда Господь пришёл и освятил воды. Он освятил и освящает всю природу, и сейчас для нас это торжество – это праздник освящения всего творения. Но это восприятие появляется уже после Воскресения Христова. Что же изначально означал этот праздник? Он указывал на смирение Богочеловека. Помните, как говорил Иоанн Предтеча? «Я недостоин развязать ремень у обуви Его».

Это не образ речи. Действительно, нельзя сравнивать Творца и творение. Господь не имел никакой нужды приходить на Иордан, как другие, и исповедовать Свои грехи, которых у Него не было, и погружаться в воду, как делали многочисленные грешники. Господь, приходя на Иордан, наоборот, смиряется и погружается в воды, оскверненные исповеданием множества грехов. И этот акт погружения в воду – уже начало и предзнаменование Креста. Неслучайно звучит глас Отца – «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Это выражение звучит в истории Ветхого Завета, когда речь идёт об Аврааме и о жертве, которую он должен был принести по велению Божию, а именно – принести в жертву Богу своего возлюбленного сына Исаака. И Христос тоже называется «Возлюбленным», и тем самым праздник Крещения уже содержит в себе идею Креста, Голгофской жертвы.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, идя по жизни и прибегая всякий раз к нашему Богу и Спасителю за помощью и утешением, не забывать о смирении, о том, что Сам Господь смирялся и заповедал нам жизнь в соответствии с теми правилами, которые Он показал нам в Сам, в частности, заповедью о смирении.