Чествование иконы Божией Матери «Живоносный источник». Архиерейское богослужение в Николо-Ямском храме Рязани

.

Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь совершает празднование иконе Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». На территории рязанского Николо-Ямского храма в честь этого образа Царицы Небесной в конце ХХ столетия была восстановлена часовня, предшественницу которой разрушили в советское время. Праздник, посвященный иконе Царицы Небесной «Живоносный Источник», прихожане до сих пор встречают как один из престольных. 10 мая, в Светлую пятницу 2024 года, как и в предшествующие годы, Божественную литургию в храме возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Образ источника воды часто используется в христианстве, в том числе, в Священном Писании. Например, в книге пророка Иеремии с Источником «воды живой» отождествляется Сам Господь. И в беседе с самарянкой Сам Христос говорит о том, что Он может дать ей воду живую. Из этого источника напитываются верующие люди, в нем обретают утешение. А дни празднования Пасхи можно назвать неиссякаемым источником радости и ликования. История же образа «Живоносный Источник» связана с событиями, происходившими близ Константинополя. Там был источник, посвященный Богородице, даровавший исцеление многим людям, в том числе и императору Юстиниану Великому. А до него, еще в Vвеке, чудесным образом Божия Матерь указала на этот источник другому будущему правителю – Льву Маркеллу.

По уставу в Светлую пятницу, в день чествования образа Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», совершается чин водоосвящения с Пасхальным крестным ходом. Митрополит Марк, духовенство и миряне проследовали к часовне иконы Богородицы «Живоносный Источник», где был отслужен молебен.

В наставлении к верующим владыка обратился к темам нынешнего празднования и почитания Богородицы:

– Читая евангельские повествования о явлениях Христа Его ученикам, мы замечаем, что евангелисты нигде, ни одним словом не упоминают о том, что Господь явился Своей Матери. В течение Евангелия мы неоднократно слышим о Богородице, прежде всего в тех эпизодах, где Она принимает самое непосредственно участие, то есть, прежде всего, в событиях Благовещения и Рождества Христова. Но об участии Богородицы в Воскресении не говорится ничего. Эта тема покрыта тайной. Конечно, мы не можем не подумать, что Господь явился Богородице каким-то иным образом, без свидетелей, без учеников, и поэтому событие не было описано евангелистами. Но сегодня мы особым образом отмечаем праздник Богородицы, приходящийся на дни Светлой седмицы.

И это – свидетельство, что Церковь считает необходимым особым образом прославить Пресвятую Богородицу во время этих светлых пасхальных дней. Мы прославляем сегодня Ее, освящаем воду и чтим образ Божией Матери, связанный с водой. Но вода – это не просто материальная стихия, это образ, символ. Помните, когда Господь на празднике в Иерусалиме сказал о том, что у Него – источники Воды Живой? Это, как говорит Евангелист, было сказано о Духе, которого должны были принять верующие. И вода здесь – не просто материальная стихия, но, прежде всего, свидетельство особой милости Божией и неиссякаемой милости Пресвятой Богородицы к роду человеческому.

Прославляя Воскресшего Христа, будем воздавать должное Его Пречистой Матери, петь Ей хвалебные песнопения, молиться Ей и уповать на неиссякаемый источник милосердия Царицы Небесной.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"