Литургия в Неделю мясопустную в Христорождественском соборе

.

19 февраля в 2017 году отмечено особым воскресным днем, посвященным Страшному суду — Неделей о Страшном суде. В это воскресенье митрополит Марк совершил Божественную литургию в кафедральном Христорождественском соборе города Рязани. В наставлении, сказанным владыкой по окончании богослужения, прозвучали мысли, в основу которых легли рассуждения о Страшном суде. Митрополит Марк затронул вопрос о сути нескольких важных понятий — как не сходящих с уст современных людей, так и оставленных в забвении.

 «На протяжении того или иного периода истории человечества возникают разные представления, понятия и взгляды на те или иные стороны жизни.

В наше время мы особо часто слышим настойчивое упоминание о том, что человек имеет право. Это может быть право высказать свое мнение, или право поступать определенным образом, или право вести выбранный образ жизни. Лейтмотивом многих поступков, разговоров и обсуждений становится понятие «права человека». Безусловно, многие идеи, которые заключены в этом понятии, свойственны человеку как образу Божию, как богоподобной личности. Но — далеко не все!

Из лексикона современного человека все больше уходит другое, очень важное понятие — обязанность. Люди, воспитанные в христианском духе, знают и всегда помнят, что у человека есть не только определенные права, но и вполне конкретные обязанности. Это закон жизни, закон общества.

Откуда же возникли представления о праве человека и, что гораздо важнее, о его обязанности и об ответственности? В первую очередь это возникло, наверное, из евангельских представлений о Страшном суде. Как раз сегодня — особое воскресенье, посвященное теме Страшного суда.

Из жизни современного человека понятие обязанности уходит, потому что в сознании людей отсутствует правильное представление о вере, о Боге. Как это ни печально, но современный человек забыл о том, что он не просто сотворен как личность, но имеет при этом определенную ответственность перед Богом за свои поступки и за всю свою жизнь.

Обо всем этом напоминает нам нынешнее евангельское чтение и само посвящение Недели, которая называется Неделей о Страшном суде.

Но почему она так названа? Что же, Церковь собирается внушить нам страх, чтобы мы трепетали и боялись суда Божия? Нет! Церковь не пытается нас запугать, но учит и призывает нас жить по правде Божией, творить милостыню, заботиться о ближних, посещать тех людей, которые находятся в темнице, больнице. Накормить голодного, напоить жаждущего — поступки, свойственные любому человеку, ведь это внушает ему его совесть, то есть голос Божий в человеке.

Но оказывается, что мы сами начинаем бояться этого суда Божия. Зададимся вопросом — почему так происходит? Ответ лежит на поверхности: да потому, что мы не поступаем по Божиим заповедям! Господь не только учит нас, Он показывает нам, как легок и прост путь спасения: накорми голодного, напои жаждущего, посети немощного и помоги ему. Вот они, заповеди, которые просты и понятны для каждого человека. Здесь нет какой-то мудрости или хитрости, здесь все просто и предельно понятно. Об этом говорит нам Евангелие, и о том же самом говорит голос совести в сердце каждого человека.

Но если мы посмотрим вглубь себя, то увидим, что человек часто лишен всего того, о чем говорит Господь, того, что поможет ему наследовать Небесное Царство. И наша душа, видя все это, исполняется страхом от собственного убожества, нерадения и эгоизма.

И, тем не менее, Церковь не пытается внушить нам страх. И само посвящение этого воскресения Страшному суду имеет одну лишь цель — побудить нас делать доброе, напомнить нам о том, что у нас есть не только права — права гражданина, права человека — но и ответственность, которую мы все будем нести не только перед законом. Потому что ответственность перед законом, может быть, самая легкая из всех, какие могут быть. Но ведь есть еще ответственность перед Богом, перед Высшей Правдой! И каждый человек, каким бы он ни был великим — царь, князь, президент и так далее — предстанет перед судилищем Христовым, для того, чтобы дать ответ о своих деяниях. И там уже бессмысленны будут слова, потому что нет никакого смысла в оправданиях своих грехов перед Господом. Он и так знает все наши мысли, знает всю нашу, как говорят, подноготную.

Святая Церковь стремится побудить нас к доброделанию именно перед Святой Великой Четыредесятницей. Не в какое-то другое время, а именно накануне наступления Четыредесятницы, чтобы мы, восприняв этот посыл, эту идею, этот стимул, стремились бы в своей жизни делать добро, чтобы мы переломили, если это возможно, течение своей жизни и направили ее от угождения себе к угождению нашим ближним. Вот тогда, если мы будем жить по Божией правде, то и Божий суд не будет для нас страшным. Он будет для нас радостным!

Вспоминаю одно слово, сказанное архимандритом Пантелеимонова монастыря перед его исходом из этой жизни. Он употребил такие слова: «Приблизился страшный, вожделенный и радостный час!». Представляете — человек говорит о моменте исхода из жизни как о вожделенном и радостном часе. Почему? Потому что вся жизнь этого человека была наполнена трудами во славу Божию и во благо ближних — братий монастыря, а также мирян. И поэтому то, что для обычного человека является чем-то страшным, о чем он предпочитает даже не думать, для архимандрита Пантелеимоновой обители было радостным, вожделенным и ожидаемым.

В то же время, нет такого человека, который жил бы в этом мире и не согрешил. И поэтому нет человека, который бы не боялся, потому что у каждого в глубине его души есть память о том, что он соделал в своей жизни грязного, нехорошего, грешного нечистого.

Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, в преддверии Великого поста перемениться, взбодриться и встрепенуться, чтобы принести Богу достойные плоды. И чтобы в итоге Страшный суд стал бы для нас местом, где все мы услышали бы радостный благословенный призыв Отца Небесного в Его вечные обители».

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Артемий Жарёнов