Торжество в день памяти святителя Василия Рязанского

.

16 июля, в день памяти святителя Василия Рязанского, митрополит Рязанский и Михайловский Марк, епископ Касимовский и Сасовский Дионисий, епископ Скопинский и Шацкий Матфей совершили Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г. Рязани.

После причащения верующих Святыми Христовыми Тайнами с проповедью к прихожанам обратился Преосвященный епископ Дионисий:

«Дорогие братия и сестры!

Я имею благословение владыки митрополита сказать краткое похвальное слово святителю и чудотворцу Василию Рязанскому, память которого мы сейчас совершаем, и, в честь которого, мы сейчас будем совершать крестный ход и особое, усердное моление к нему.

Крестный ход – это не только свидетельство нашей веры, не только церемония, которая привлекает взоры даже не верующих людей или далеких от Церкви, но, в-первую очередь, это особенная, усердная молитва тому, в чью память совершается крестный ход. Поэтому, мы сейчас, отправившись из этого священного собора на святую землю нашего Рязанского кремля, обходя его святые храмы, должны помнить, что участвуем не просто в обряде, но имеем возможность обратиться к святителю Василию так, как если бы он сам шел в этом крестном ходе.

Вы слышали повествование чтеца, который оглашал вам жизнь святителя Василия и, наверное, обратили внимание, что о его детстве, юности, подробностей о его святительском служении очень мало известно. Только то, что он очень рано стал монахом, очень благоговейным и кротким был возведен на святительский престол сначала града Мурома.

Мы знаем, что он был архиереем в тяжелейшие годы после Батыева погрома, когда от «рязанского узорочья», как говорили летописцы, не осталось ничего. И если и говори благоговейные и благочестивые летописцы, описывая трагедию Рязани XIII века, что все это произошло «грех ради наших», тем не менее, многим людям от осознания этого было не легче. Они знали, что грех разделения, взаимных обид, раздоров, нечестивой жизни привел на Рязанскую землю, прежде мирную, украшенную храмами, жестоких завоевателей. Но, осознание того, что ты сам виноват в том, что твоя жизнь разрушена, было вдвойне тяжким для наших предков.

И вот, Господь в те тяжелейшие годы послал рязанцам своего ангела утешителя – святителя Василия, который без устали путешествовал по Рязано-Муромской земле, посещал пепелища, утешал, давал средства к существованию, строил храмы, пускай простые и деревянные, назначал священников вместо убиенных. Что чувствовало его святительское сердце, наблюдая народную беду, знает только Бог. Но имея знание того, что никого больше рязанцы с такой любовью не почитали, как святителя Василия, разве только святителя Николая, можно сделать вывод: его любви хватило не просто на всех, а еще и на много столетий вперед.

Надо сказать, что святитель Василий никогда не прекращал того служения, которое нес тогда, в первые десятилетия после падения Рязани и уничтожения ее народа и славы. Он всегда был с рязанцами. Он всегда был здесь. Здесь – в священном Кремле мощами своими с XVII века и делами своими не только в Кремле, но и там, где требовалась его помощь.

Мне всегда приходит на память рассказ старых рязанцев о том, какие паника, уныние и страх царили в городе в 1941-42 годах, когда немецко-фашистские войска стояли в нескольких десятках километров от нашего города. Уже у Михайлова грохотала канонада. Рязань должна была пасть, и это падение, наверно, было бы страшнее, чем падение Рязани в 1237 году. Кто мог бежал, но осталось еще много людей: стариков, детей, немощных, которые никуда не могли уйти. И, зная, что приближается безжалостный враг, те рязанцы наполняли тогда единственный храм в городе – храм Всех скорбящих радость, который не мог вместить молящихся. И не было сил просить уже ничего. Они просто плакали перед святым алтаре. И многие сердца, и многие уста поминали имя святителя Василия.

И случилось чудо. Сначала, во время Богослужения в храм вбежала женщина, которую поначалу приняли за потерявшую рассудок, но потом, расспросив ее, поняли, что она прекрасно осознает где она и что она делает. Она всем и каждому говорила, всем, кто готов был слушать ее: «Святитель Василий сказал и передает всем вам: «город немцами взят не будет». Потом солдаты, вернее простые ребята и девчонки, которые здесь на валу стояли у зениток, расскажут священникам и верующим, что ночью они видели, как по валу Рязанского кремля проходил старец в черной монашеской одежде и в черном клобуке, еще в том древнем куколе монашеском с белоснежной седой бородой, с тонкими аскетическими чертами лица, который благословлял город обеими руками.

Они не могли это придумать, они были комсомольцами и комсомолками, они не знали, что простой священник не благословляет обеими руками. Это может совершать только архиерей, а архиерея в Рязани не было, на тот момент, почти 20 лет со времен священномученика Ювеналия. Святитель Василий заступился за город. Ни одна бомба не упала здесь, в Кремле. А немцы, остановившись у города святого архистратига Божия Михаила, так и не прошли дальше. И долгое время после войны и сейчас помнят, как святитель Василий может заступиться тогда, когда нужна помощь. Когда ты в беде, когда ты оклеветан, ославлен, потерял все, не только материальное, но и духовную бодрость свою, когда люди от тебя отвернулись – каждый рязанец должен помнить - у нас есть заступник, который ближе всего из всего сонма святых к нам находится. Так было и так будет. Нам бы только не забыть об этом и чтить святителя Василия.

Два его праздника есть летом. Каждый верующий рязанец должен быть здесь в Кремле, у святителя рядом, чтобы показать хотя бы этим, что мы, пускай немощные, забывающие и забывающиеся, любим тебя, святителю отче Василие. И хотя, и не достойны, но чада твои.

Слава Богу, что этот святой собор наполнен людьми, и мы сейчас пойдем по той земле, которая освящена стопами святителя Василия, и он будет с нами. Просите, братия и сестры, кто какую нужду имеет, и святитель услышит молитву вашу и принесет ее Престолу Царя Царей. Аминь»

По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг храмов Рязанского кремля, который завершился молитвой в Христорождественском соборе.

Затем, митрополит Рязанский и Михайловский Марк обратился ко всем со словами радости и поздравления:

«Поздравляю всех вас, возлюбленные братия и сестры, с великим праздником нашей Рязанской земли, с днем преставления святителя Василия епископа Рязанского!

Сегодня особый праздник, предыдущий – праздник святителя Василия и всех рязанских святых является днем общего поминовения всех рязанских святых, а сегодня, сугубый день, посвященный именно памяти святителя Василия, поскольку сегодня день его преставления в Небесные обители. Мы сегодня собрались с вами здесь для молитвы, для прошения о помощи и заступления за наш град, за всю нашу Рязанскую и Русскую землю.

Мы часто, особенно этим летом, слышим ропот, что Господь не дает лето, хляби небесные отверзлись. Встает вопрос, а что мы делаем для того, чтобы упросить у Бога благоприятную погоду? Вот сегодня день святителя Василия епископа Рязанского и день воскресный – главный праздник Рязани. Казалось бы, что наш храм полон, но что это такое для города, население которого исчисляется сотнями тысяч? Для того чтобы получить просимое, нужно не забыть у Господа попросить, и попросить не в виде ропота или брани, а попросить в виде обращения и молитвы.

Мы сегодня вспоминаем, как святитель Василий епископ Рязанский пришел из Мурома. И я вспоминаю, как неделю назад, Божий промысел привел меня в Муром. Практически целый день шел дождь, и вот потом, около четырех часов дня, вместе с высокими гостями мы пошли в Троицкий монастырь для того, чтобы поклониться мощам святых благоверных Петра и Февронии. И вот, у раки с мощами была совершена краткая молитва – небольшой молебен. Это заняло всего лишь 15 минут, и что же вы думаете? Мы выходим из храма, идет дождик, но и ярко светит солнце. А через некоторое время мы посетили и другой монастырь, где приложились к частице мощей преподобного Ильи Муромского, и, когда выходили из этой обители, дождя уже не было, небо было еще тяжелым, но на весь небосвод была распростерта радуга. Господь показывает, что значит молитва, даже немощная молитва нас – грешных людей. Поэтому будем, с одной стороны, с благодарением принимать все то, что с нами происходит, а с другой стороны, если мы чего-то желаем, будем молиться. И Бог молитву услышит. Если мы хотим благо себе, нашему граду, нашим близким, всем рязанцам и всем живущим в рязанском краю, будем стараться молиться сами и побуждать молиться других, потому что без просьбы, без обращения, без воздыхания Господь может не подать нам того, что мы желаем. Он знает наше воздыхание, но Он хочет, чтобы мы обратились мы именно к Нему – Источнику Жизни, Начальнику мира с просьбой, и тогда Он даст нам свое обильное благословение.

Еще раз всех вас с праздником святителя Василия! С праздником всей нашей Рязанской земли! Аминь»

 

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов