Литургия в Александро-Невском храме Рязани

.

15 декабря митрополит Марк возглавил Божественную литургию в храме в честь Александра Невского города Рязани. По окончании богослужения владыка выразил радость по поводу совершенной соборной молитвы с духовенством и прихожанами храма и еще раз обратил внимание собравшихся на евангельские слова, звучавшие в этот день в храме - им архипастырь посвятил свое наставление:

— Мы с вами часто, дорогие братья и сестры, слышим разные мудрые мысли, высказывания известных людей, писателей. Но самые глубокие, самые мудрые слова в любом случае находятся в Божием Слове, прежде всего — в Евангелии. И сегодня мы слышали евангельские слова, которые стали пословицей, постоянно повторяемой всеми людьми.

Напомню вам краткое содержание сегодняшнего Евангельского чтения. Христос проповедовал, благовестил Евангелие Царства, и к Нему подошли люди, которые пытались уловить Его в слове, хотели изобличить в чем-то неправильном, нехорошем. И, подойдя с этим злым умыслом к Спасителю, они спросили, позволительно ли давать подать кесарю.

Для нас эти слова могут показаться странными – ведь каждый из нас платит налоги. Но в то время в Израиле этот вопрос содержал в себе некий подвох. Почему?

Да потому что Палестина находилась под иностранным гнётом. Она была оккупирована римскими войсками, и многие евреи именно так и воспринимали римлян — как оккупантов, представителей незаконных, неправильных властей, служить которым нельзя, но которым, напротив, нужно всячески противиться.

Неслучайно в Израиле неоднократно вспыхивали восстания против римлян. И само служение Мессии многими воспринималось как освобождение от гнета захватчиков.

И вот, книжники задают такой вопрос Спасителю. Если бы Он ответил как-то неумело, то Его можно было бы обвинить в непочитании кесаря. Если бы, напротив, Он сказал что-то лестное про кесаря - Его можно бы назвать поборником иностранной оккупации, пособником врагов.

Но ответ Спасителя всех обезоружил. Он попросил показать Ему монету. Вопрошающий показал ее, а на ней было изображение кесаря. И тогда Господь сказал: отдайте кесарю кесарево, а Божие - Богу!
Мудрые, поистине великие слова, которые мы всякий раз повторяем в нашей жизни, когда речь идёт о лояльности государству, об обязанностях каждого из нас не только как члена Церкви, но и как гражданина и земного, и небесного Отечества.

Но здесь есть и другая сторона. Мы можем говорить о том, что нужно кесарю воздавать кесарево, власть предержащим нужно воздавать должное, но есть и оборотная сторона медали. Мы в своей жизни чаще всего занимаемся мирской суетой.

Вот Спасителю задали вопрос почему? А потому что Он проповедовал, учил о небесном Царстве, призывал людей к исполнению заповедей Божиих, не занимался политикой и не говорил ничего о ней. А у нас жизнь чаще всего наоборот заключается в житейской суете. Но мы должны вспомнить о том, Чья на нас печать. Если на монете она была кесарева, то на нас лежит печать Святого Духа, печать Божия, которую мы получили при Крещении.

Не случайно, когда мы подходим к Причастию или пишем записки, то указываем: "раб Божий" или "раба Божия". То есть мы говорим о своей принадлежности Богу, о том, что в нашей душе несмываемая печать Святого Духа.

И получается, мы кесарево воздаём, а Божие теряем. Но ведь печать в нас есть, а мы об этом забываем. Поэтому нужно, слушая эту притчу, воспринимая, думать и помнить только о том, чтобы воздавать кесарево кесарю, светским властям должно им платить налоги, стараться не обманывать государство. И вместе с тем помнить, Кому мы принадлежим, чья на нас печать, печать Божия.

Надо стараться воздавать Божие Богу, а Божие – это мы с вами, это печать нашего Крещения. Об этом мы, братья и сестры, часто забываем. Дай нам Бог помнить об этом, и держать перед нашим мысленным взором не только одну часть изреченной Христом мудрости – кесарю кесарево, но и другую – Божие Богу. Дай Бог нам помнить об этом, и посвящать Богу наши жизни, наши души, наши телеса. И служить так, чтобы жизнь наша была проявлением славы Божией!

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов