По стопам Спасителя. Праздничная воскресная литургия в Христорождественском соборе (+видео)

.

14 января исторически можно назвать особой датой для Рязанской епархии. В этот день совершается память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, в честь которого, вероятно, был назван и покровитель нашей земли, святитель Василий Рязанский.

В этот же день четырнадцать лет назад состоялась Архиерейская хиротония митрополита Марка, который стал одним из преемников епископа Василия на древней Рязанской кафедре. 

В 2018 году 14 января митрополит Марк возглавил литургию святителя Василия Великого в Христорождественском соборе Рязани. Архипастыря после службы стремились поздравить все прихожане, а от лица духовенства епархии владыку поздравил протоиерей Георгий Булеков, преподнесший архиерею памятный подарок – панагию. Митрополит Марк поблагодарил батюшку и всех священнослужителей за поздравление, молитвы, а также за поддержку, в которой, как подчеркнул владыка, нуждается каждый человек – «в том числе и архиерей». Митрополит Марк выразил надежду, что духовенство епархии будет единодушно в служении, которое должно восприниматься каждым как общее дело и забота.

Дата Архиерейской хиротонии нынешнего рязанского владыки не стала ключевым событием дня, поскольку сам митрополит Марк предпочел не заострять на ней внимание. Свое наставление владыка посвятил празднику Обрезания Господня, отмечаемому в этот день. Символично, что главным лейтмотивом архипастырского слова стала тема смирения:

Малопросвещенному взору, обращенному на Евангельскую историю, может показаться, что жизнь Спасителя, по большей части – это слава, преклонение и удивление.

Евангельские тексты в основном состоят из описания проповеди Спасителя и Его чудес. Результатом этих проповедей и совершенных чудесных явлений было народное преклонение. Народ шел за Ним, обращался к Нему с просьбой о помощи... И лишь в конце земной жизни Спаситель принял мучительные страсти и позорное распятие на кресте.

А вместе с тем, для внимательного взора обнаруживается совсем другая картина: Господь страдал, начиная с самого Своего рождения. Вскоре после своего рождества на 8 день, Он был принесен в Ветхозаветный Иерусалимский храм, для совершения над Ним обряда обрезания. Ему было наречено имя и совершен болезненный, мучительный обряд, который был некоей печатью, свидетельством о том, что ребенок мужского пола является членом избранного Богом народа.

А ведь Господь, как  Сын Божий, как Богочеловек, не имел нужду в этом! И однако принял обряд, не нарушил традицию, чтобы исполнить всю правду, весь Ветхозаветный закон на Себе Самом. Таким образом, Господь смирился, и в то же время этот детский опыт страдания явился началом Его крестного пути.

Вскоре после описываемых в Евангелии событий, после обрезания, Господь вместе со Своими родителями был вынужден уйти в Египет, стать странником и пришельцем в Своем народе. Вот в этом и заключается крайнее умаление, уничижение и смирение, как говорят богословы – кенозис Спасителя!

Таков образ нашего Спасителя, Который не купался в лучах славы, воспринимал похвалу всего лишь несколько раз,  как похвалу и преклонение всего народа. А по большей части страдание, боль, смирение, поношение отметили Его земной путь. Это образ, который Он нам и оставил, которого мы должны держаться, не стараясь снискать себе славу и величие, но устремляясь к смирению, служению и уничижению.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, всякий раз, когда лукавый искушает нас нашими мнимыми заслугами или подвигами, всегда иметь в своем сердце страдающий, смиренный образ Спасителя! Чтобы и нам всегда идти по Его стопам, как в их славе, так и в скорби, не забывая образ страдающего Богочеловека!

***

Праздничное воскресное утро завершилось традиционным чаепитием у стен собора.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов

{youtube}v=XojI5H47zfs{/youtube}