В стремлении к очищению и обновлению. Праздничная литургия в праздник Богоявления (+видео)

.

19 января верующие встречают Богоявление – одно из великих событий годичного круга церковных праздников. Прихожане Христорождественского собора Рязани в день торжества молились за Божественной литургией, которую возглавил митрополит Марк.

Владыка Марк также совершил чин Великого освящения воды, после которого непосредственная возможность соприкоснуться с Крещенской святыней была абсолютно у каждого присутствующего – митрополит Марк традиционно щедро окропил всех богомольцев водой. А затем верующие смогли набрать ее себе, чтобы в течение долгого времени, как правило – вплоть до следующего праздника Богоявления, хранить агиасму, как называют такую воду, при необходимости с молитвой употребляя ее для здравия души и тела.

Стремление к чистоте, совершенству, заложенные в человеческую душу, находят воплощение в удивительных событиях, которые две тысячи лет назад происходили на далекой реке Иордан. О том, почему люди устремлялись к водам этой реки, чтобы принять Иоанново Крещение, имел ли Спаситель нужду в этом обряде, и почему именно через погружение в воду стало совершаться Крещение, рассказал в наставлении митрополит Марк.

***

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем великий праздник – Богоявление Господне. Праздник Боговоплощения, который является продолжением Рождества Христова. Эти праздники исторически и духовно связаны. Раньше они отмечались в один день, постепенно были разделены, но, тем не менее, по сей день сохраняется духовная связь между ними и свойственный им общий символизм.

В Евангелии, которое мы слышали в эти дни, говорилось о том, что Христос пришел из Галилейского города Назарета на реку Иордан для того, чтобы принять Крещение. Господь не имел нужды в этом обряде. Вообще, Крещение Иоанново, которое совершалось в то время на Иордане, не было Ветхозаветным установлением. Это было обычаем, духовным движением, когда люди, чувствуя недостаток того, что они исполняют согласно ветхозаветному закону, хотели еще чего-то большего, искали совершенства. И вот, они приходили на Иордан в этих духовных поисках, ища обновления, очищения, и там исповедовали свои грехи и омывались физически и духовно в реке. Туда же приходит Господь, чтобы вместе со Своим народом исполнить тот обряд, который совершали они. Иоанн Предтеча почувствовал, Кто стоит перед ним, и сказал – он сам нуждается в том, чтобы получить от Него крещение. Однако Господь смирился, и это Крещение Господа Иоанном стало еще одним шагом самоуничижения и умаления Спасителя.

Кто-то может спросить: как же Господь мог креститься, если Он еще не взошел на Крест, если крест тогда еще был только позорным орудием казни и никак не связывался с тем обрядом, который практиковал Иоанн Креститель. Дело в том, что наше слово "Крещение", наше наименование праздника является переводом истолкования. Буквально слово "Крещение" с греческого языка можно перевести как «погружение», то есть речь идет о празднике Погружения – именно так это звучит по-гречески, хотя в греческой традиции чаще звучит слово Богоявление.

Господь погрузился в водное естество, в те воды, в которые смывался грех. Он погрузился и освятил это водное естество. В молитвах, которые сегодня читались во время водоосвящения, мы слышали о том, как вода была противником человека. При Ное вода потопила человечество и, вместе с тем, грех. С другой стороны, вода пропустила избранный народ, выходивший из Египта, а гонителей, напротив, погубила. Таким образом, вода – символ очищения, обновления, хотя при этом и символ разрушительной стихии. И вот, начиная с Крещения, вода становится символом и средством нашего очищения.

Именно тема очищения для нас является самой важной главной. Люди, которые приходят в храм в сам праздник Крещения и в канун его, жаждут, прежде всего, очищения. Мы все приходим в храм за водой, чтобы почерпнуть ее, испить, окропиться или погрузиться в нее. Мы желаем очищения!

Древние израильтяне, приходя к Иордану, так же ища очищения, омывались, погружались в воды реки, поскольку вода издревле считалась символом очищения. Но они, кроме того, еще и исповедовали свои грехи, желали очиститься, и пытались делать это.

И мы, дорогие братья и сестры, не будем забывать этой второй составляющей части, будем не только погружаться в Крещенскую воду, не только пить ее, окропляться, омываться, но будем стараться еще и очищаться своей душой, каяться, молиться, стараясь избавиться от своих грехов.

Дай Бог нам помощи в этом великом деле очищения, которое принес на землю Господь Своим Крещением. С праздником!

{youtube}v=eXHmp9Nuw1M{/youtube}

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов