Воспоминание Адамова изгнания. Литургия в Христорождественском соборе

.

18 февраля в 2018 году – последнее воскресенье перед Святой Великой Четыредесятницей. В Церкви оно посвящено воспоминанию Адамова изгнания.

Митрополит Марк в этот день возглавил Божественную литургию в Христорождественском соборе города Рязани. В наставлении после литургии архипастырь коснулся темы отношения к грехам и преступлениям, совершаемым людьми. На примере праотца Адама, согрешившего против Бога в раю, владыка наглядно объяснил верующим, как каждый христианин должен относиться к уже свершившимся проступкам и как их можно постараться исправить:

Каждый современный человек, активно живущий в информационном пространстве, ежедневно, можно даже сказать – ежечасно сталкивается с тем,  что в мире вокруг нас происходит огромное количество трагических случаев, совершаются тысячи  преступлений. Когда они происходят близко от нас, в нашем родном краю или Отечестве, мы воспринимаем близко к сердцу.

Если же подобные трагедии происходят вдали от нас и особенно среди народов, враждебно относящихся к нашей Родине, то они не вызывают у нас столь сильного и глубокого отклика. Нам чаще всего кажется, что все эти происшествия не имеют к нам никакого отношения. А иные люди и вовсе придерживаются крайней позиции – раз то, что происходит вокруг, напрямую их не касается, то и не имеет к ним никакого отношения.

И, вместе с тем, сегодня Церковь литургически отмечает событие, которое имеет прямое отношение к каждому из нас. Мы молитвенно переживаем грех первого человека, Адама. В богослужебных песнопениях этого воскресного дня воспоминаются те события – когда Адам нарушил данную ему Богом заповедь, согрешил и был изгнан за это из райского сада.

Как учит Церковь, это событие имеет прямое отношение к каждому из нас. После этого  земля из места наслаждения и радости превратилась в место, таящее многочисленные опасности для человека, где он постоянно и напряженно трудиться.

На самом деле любое зло, совершаемое человеком, не остается без последствий. Каждое преступление вызывает новое преступление, и каждый грех становится почвой для очередного греха. Если мы понаблюдаем за своей жизнью, то увидим, как туго и преемственно связано зло со злом последующим, и как один с другим переплетены грехи.

Если мы посмотрим на совершенный Адамом грех, то увидим, что он, по крайней мере, покаялся. Он осознал, что поступил неправильно и, ощутив последствия своего преступления, плакал и рыдал.

Среди людей мы видим разное отношение к имевшим место проступкам, преступлениям, грехам. Так, некоторые придерживаются мнения (которое можно встретить нередко и в литературе), что чаще всего человек не готов «переписать все с чистого листа», изменить прожитую жизнь и избежать совершенных  грехов. Люди, которые разделяют эту точку зрения, утверждают, что если бы человеку в очередной раз была бы дана жизнь, то он прожил бы ее точно так же, как и прежде.

Чего больше в этих словах – самости, самовлюбленности, греховного самоутверждения или просто элементарного духовного невежества?.. Христианам свойственна другая позиция. Смотреть за собой, за своей жизнью, исследовать свои грехи и стараться исправиться. Постараться изгладить из своей жизни все злое, греховное, недостойное. Подобно праотцу Адаму, который согрешил, но покаялся.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, никогда не оставлять после себя зла и равнодушия! Дай Бог нам всегда, совершив зло, переживать всем сердцем и стараться исправлять его. Причем исправлять его не только вокруг себя, но и, самое главное, в своем сердце.

***

После литургии все верующие могли угоститься хлебобулочными и кондитерскими изделиями соборной пекарни и согреться горячим чаем из самовара.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов