День Победы в Священной войне. Литургия в Спасо-Преображенском монастыре Рязани

.

9 мая митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском монастыре Рязани. После богослужения владыка обратился к собравшимся с словом, посвященным Дню Победы:

– Сегодняшний день является особым в истории Отечества. Нередко можно слышать, что это светский праздник. Но кто может отделить светское от духовного? Если мы возьмем торжества в честь побед, которые отмечали наши отцы и деды на протяжении столетий, то увидим, что многие события, которые легли в основу этих памятных дат, многие воинские победы были  связаны с церковными праздниками. Все мы помним, что Куликовская битва состоялась в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, поэтому немало древних храмов, посвященных этому торжеству, были так или иначе связаны с той исторической победой.

Изгнание Наполеона и соединенных войск Европы из России пришлось на праздник Рождества Христова, так что на протяжении десятилетий в нашей стране в этот день совершался молебен на изгнание галлов и с ними двунадесяти языков из России.

К сожалению, многие об этом уже забыли, и лишь некоторые граждане нашей страны помнят о том, с чем связаны эти праздники и победы.

Великая война называется Священной, хотя кому-то это может показаться странным. Казалось бы, как можно говорить о Священной войне в государстве, в котором была объявлена война всякой религии? Мы помним из нашей истории, как уничтожались храмы, расстреливались и ссылались в лагеря и тюрьмы священники, как вера искоренялась из сердец людей. Вера осмеивалась, религиозные люди считались неполноценными, ущербными, их называли фантазерами. Священники были поражены в своих правах.

И, тем не менее, мы действительно можем сказать, что война была Священной. Началась она в день памяти всех русских святых, в воскресный день, 22 июня 1941 года. Военные действия практически завершились в праздник Пасхи, который в тот исторический 1945 год пришелся на начало мая. Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан в день памяти евангелиста Марка, 8 мая, и вступал в силу 9 мая в 00:01 по московскому времени.

Символично, что фактически военные действия закончились в день православного воинства – в день памяти Георгия Победоносца. И многие воины, которые шли в бой за Отчизну, сражались с молитвой к Богу. Как говорят – в окопах не было неверующих, все верили и надеялись на Бога.

Поэтому выражение «Священная война», несмотря на кажущееся противоречие, в полном смысле отражает суть вещей. Мы сегодня возносим сугубую молитву за всех павших, за тех, кто не вернулся с фронтов войны. А таких людей хватает в каждой семье, в каждом городе и деревне. Будем сегодня молиться о павших, будем вспоминать их и просить Бога, чтобы Господь не допустил для нашей Родины столь страшных испытаний, подобных тем, которые она пережила в период минувшей Великой войны.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов