Литургия в день памяти святых отцов I Вселенского собора

.

20 мая, в Неделю седьмую по Пасхе, день памяти святых отцов I Вселенского собора, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани. После богослужения владыка обратился к верующим с наставлением, посвященным теме церковной истории и конкретно эпохе Вселенских соборов:

– Каждый молодой человек, взрослея, начинает знакомиться с историей: историей древнего мира, родного края, Отечества. История, как говорят опытные люди, создана для того, чтобы научить людей предохранять себя от ошибок в этой жизни.

В Церкви мы тоже знакомимся с историей, главным образом – со Священной. Это история спасения человечества Иисусом Христом, которого мы называем Спасителем. Мы слышим повествования, главным образом, из Нового Завета, узнаем о чудесах, деяниях и страданиях нашего Спасителя, который искупил нас Своей бесценной кровью.

Начиная с праздника Пасхи, Церковь предлагает нам для назидания повествование о самой заре христианства, которое было написано первым христианским историком, апостолом и евангелистом Лукой. Мы узнаем из этого повествования о деяниях, которые были сделаны Богом через учеников Христовых. А сегодня, в нынешнее воскресенье, Церковь знакомит нас с новой реальностью – Вселенскими соборами.

Эпоха Вселенских соборов следует за апостольской. Она длилась несколько веков, на протяжении которых, отвечая на вызовы и искушения времени, Церковь сформулировала в ясных и четких определениях христианское учение.

Сегодня мы отмечаем память отцов I Вселенского собора. Задумаемся: а чем же отличается история Церкви от обычной светской истории, которую изучает каждый школьник и студент? И чем церковный взгляд отличается от взгляда светских историков? Если мы решим глубже погрузиться в изучение истории, то у нас разбегутся глаза от того, как сильно разнится ее восприятие людьми.

Например, в советское время вся история или, скорее, «все истории» воспринимались с точки зрения борьбы трудящихся с эксплуататорами в целях освобождения рабочего класса от эксплуатации. В царское время, как можем увидеть, история и ее движущие силы понимались иначе. И еще один подход мы видим сейчас. Как правило, у любого современного историка подходы земные. Люди пытаются определить или объяснить те или иные исторические события через человеческие страсти, интересы, стяжательство.

А чем же отличается от всего этого взгляд церковных историков? Они говорят о том, что главный двигатель истории, особенно церковной – это Промысл Божий. Если посмотреть на историю Вселенских соборов, то мы увидим огромное количество трудностей, искушений, страстей. Это были периоды, когда истинная вера исповедовалась всего лишь небольшим количеством приверженцев, на церковных соборах происходили перебранки, некоторых участников даже избивали – и такое имело место!

Господь показывает, что через человеческие немощи и искушения, которые проявляются в Церкви так же, как и в миру, все же действует Промысл Божий, Господь. И никакими человеческими факторами не объяснить историю Церкви, которая существует на протяжении веков, хотя многократно подвергалась опасности уничтожения. Церковь гнали, преследовали, и ей невозможно было сохраниться, если бы не Промысл, защита и покровительство Божие. Сегодня мы почитаем память святых отцов, которые внесли свой вклад в укрепление, в исповедание веры.

Конечно, мы в большинстве своем не являемся участниками подобных соборов, но от каждого из нас зависит, как вера будет восприниматься нашими современниками. А потому каждый из нас должен быть свидетелем, исповедником правой веры – в своей семье, в кругу близких, на работе, среди друзей, в социальных сетях. Будем же стараться, дорогие братья и сестры, по примеру отцов I Вселенского собора быть ревностными исповедниками Православной веры, чтобы Церковь также помнила нас, грешных и недостойных, в анналах церковной истории.

***

Сохранение церковной истории, материальных источников, которые хранят в себе память о минувших эпохах, будь то летопись всей Церкви, какого-либо одного прихода или епархии, остается важной задачей во все века. В новой истории Рязани одним из тех, кто сделал особо много в деле поиска и систематизации информации, сохранения церковных ценностей, в том числе экспонатов, связанных с историей Православия на Рязанской земле, является монахиня Мелетия (Панкова), заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора Рязанского церковного музея «Древлехранилище», главный хранитель музейных ценностей.

В Рязанском кремле матушка трудилась несколько десятилетий в качестве музейного работника, а теперь трудится в качестве сотрудника Епархиального управления, продолжая нести просвещение народу. 20 мая в Христорождественском соборе кремля после литургии состоялось ее награждение высоким церковным знаком отличия. За усердные труды на благо Святой Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения митрополит Рязанский и Михайловский Марк вручил монахине Мелетии высокую награду Русской Православной Церкви – орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени. Владыка тепло поздравил матушку и пожелал ей помощи Божией и дальнейших плодотворных трудов.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов