Литургия в Неделю 30-ю по Пятидесятнице

.

23 декабря, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе Рязани. Наставление после службы владыка посвятил отрывку Евангелия, читавшемуся в этот день в храме:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы в очередной раз слышали известное, очень глубокое и трогательное Евангельское чтение, в котором повествуется об исцелении Господом десяти прокаженных. Эти страдальцы жили вдали от городов, поскольку в то время проказу не умели лечить и все боялись ею заразиться. Поэтому прокаженные жили в изоляции, им приносили какую-то пищу, стараясь избегать какого бы то ни было контакта с ними.

Итак, бедные люди, о которых мы сегодня слышали, жили вдали от человеческого общества, всеми оставленные, забытые и презренные. Евангелист Лука повествует, что они возвысили свой голос – возможно, они что-то слышали об Иисусе Христе, и, очевидно, воззвали к Нему в надежде на помощь и исцеление.

Помните, как поступал Господь? Обычно Он испытывал веру людей, спрашивал – веруешь ли, что Я могу сотворить это, хочешь ли, чтоб я сотворил исцеление? Но в ситуации с прокаженными Господь сразу же, безо всяких лишних разговоров, отправил их к священнику.

Почему именно к священнику? Потому что священники в то время исполняли еще и врачебную функцию, давали свидетельство, что больной той или иной болезнью, в частности, проказой, уже излечился. И когда эти несчастные люди только направились в сторону храма, они уже почувствовали, что исцелились. Правда, всего лишь один из них вернулся к Спасителю, чтобы поблагодарить Его. Кстати, это был не еврей, не кто-то из богоизбранного народа. Это был самарянин.

Господь, увидев его, спросил – очистилось десять, где остальные девять? И у нас возникает тот же вопрос – почему девятеро ушли, не остановились, не вернулись, не последовали за самарянином? Они же видели, что он отстал от них и пошел, чтобы поклониться, поблагодарить Творца исцеления. Но они продолжили свой путь, ничуть, очевидно, не смутившись.

Почему же так? Нам кажется, что если бы что-то подобное произошло с нами, то мы бы не остались молчаливыми, но преисполнились благодарности и поступили бы, как этот самарянин.

Даже в отношениях с людьми, которые сделали нам что-либо доброе, мы не всегда отвечаем благодарностью. Хотя в человеческих отношениях все просто ясно и понятно. Кто-то протянул нам руку помощи, одолжил денег, не оставил в несчастье… Нет сомнений, от кого пришла поддержка! В случае же с благодарностью Богу все сложнее. Люди, получив помощь, ради которой иногда дают тысячи обетов, начинают сомневаться – а может, это вовсе и не от Бога?

В наше время достаточно широко известна история о человеке, который, впав в нужду, тут же пообещал отдать Богу половину своего имения. А потом, когда выяснилось, что ему ничего не угрожает, он уже отказывается от сказанного – «ну, какие-то глупые мысли в голову лезут, наверное, во сне все было!».

Это является показателем нашего земного сознания. Более того, если мы обратимся к статистике, то увидим, сколь малое количество людей обращается к Богу! Социологи говорят, что в обществе насчитывается около десяти процентов глубоко, как говорят, активно верующих людей. Конечно, если спросить на улице у людей, православные они или нет, наверное, более половины причислят себя к категории верующих. В Рязани и области почти 90 процентов родителей выбирают для изучения своими детьми в школе предмет «Основы Православной культуры». То есть почти 90 процентов людей считают себя так или иначе связанными с Церковью! Но другой вопрос – а какое количество людей реально ходит в храм и принимает участие в богослужениях?

Ведь что такое благодарность Богу в наших условиях? Это участие в литургии! Люди часто воспринимают молитвы, как средство что-либо попросить у Бога – за себя или за близких, особенно в трудных ситуациях. Но ведь самая главная служба, совершающаяся в православных храмах – литургия. А сутью литургии является Таинство Евхаристии. В переводе с греческого языка Евхаристия – благодарение. То есть все мы, собравшиеся сегодня здесь, Бога благодарим. Едва ли во всех православных храмах страны сейчас собралось больше десяти процентов народа! Десять – это максимум...

Так что на самом деле библейская ситуация повторяется. И человеческие реалии, описанные в Евангелии, до сих пор остаются примерно в тех же границах. Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, всегда помнить о том, чем мы обязаны Господу – то есть практически всем! Нашим бытием, благоденствием, возможностью прийти в храм, жить в благополучных условиях.

Дай Бог нам не останавливаться в своей благодарности и побуждать других людей осознавать, что главная задача человека – это благодарить Бога за то, что мы есть, что нам хорошо! И дай Бог, чтобы так было и дальше.

***

За литургией митрополит Марк совершил диаконскую хиротонию Никиты Аблязова.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов