Литургия в день Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

.

20 января, в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани. В этот день Церковью установлено празднование Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Наставление после службы архипастырь посвятил именно этому человеку, которого Сам Спаситель назвал большим из рожденных женами:

– Господь наш Иисус Христос, совершая на земле Свою спасительную миссию, не сразу стал известным человеком, чьему слову внимали, чье слово ценили и воспринимали. До этого Господь опирался на других людей, которые указывали на Него, говорили о том, кто Он есть на самом деле.

Среди указывавших на Христа, как на особого человека, были разные люди. Это, прежде всего, волхвы, которые пришли из далекой страны под влиянием звезды, увиденной ими в небе. Однако их свидетельства о том, что в мир пришел Мессия, Царь Израилев, вызвали такую ситуацию, что жизнь Спасителя была подвержена опасности.

Конечно, ключевое лицо в миссии Христа Спасителя – это Предтеча Господень Иоанн. Жизнь Христа до тридцати лет, когда Он вышел на проповедь, проходила практически в безвестности. А потому главным человеком, который нес свое свидетельство людям о Мессии, и Христе Спасителе, был Иоанн Предтеча.

Они не были знакомы. Сам Иоанн, являвшийся пророком, то есть посланником Божиим, свидетельствовал, что Тот, Кто его послал, сказал ему о признаках, по которым можно будет узнать Мессию.

И вот, когда Иоанн Предтеча увидел Христа, грядущего на Иордан, он ощутил духом, что это и есть Агнец Божий, который берет на себя грехи всего мира. Конечно, эти слова были непонятны Древнему Израилю. Древние евреи не понимали, кто такой Агнец Божий. Они еще не могли вместить в себя эти слова, связанные с темой пасхального Агнца. Они не знали, что это действительно Агнец, который упразднит Собой Пасху Ветхозаветную, сделает ее излишней, потому что однажды вместо всех агнцев за жизнь мира будет заклан именно Он – Агнец Божий, Иисус Христос.

В этом состояла поистине великая и важная миссия Предтечи. Неслучайно всякий раз, когда мы говорим об этом великом человеке, то называем его не только святым, пророком, но говорим о нем как о Предтече, ведь в этом состояло его главное предназначение в жизни. Он указал на Христа Спасителя. Он, известный и уважаемый в Израиле человек, сказал, что он недостоин даже ремень сандалий развязать у Сильнейшего, который идет за ним.

Слова Предтечи, конечно же, пользовались уважением. К нему, как говорят евангелисты, исходил весь Иерусалим, чтобы послушать его слово, его призыв, исповедать свои грехи и погрузиться в воды святой реки, настолько сильным было его слово и авторитетной – его личность!

И Спаситель также выносит о нем удивительное свидетельство. Он говорит, что не было среди рожденных на земле женами большего, чем Иоанн Предтеча. Нам может показаться, что это какое-то преувеличение, но на самом деле нет – этот был совершенно особый человек! Нам кажется, что могли быть среди новозаветных святых и более великие люди, которые тоже постились, чьи подвиги вызывают удивление. Но одно дело – когда царит общее настроение людей, связанное с богопочитанием, и совсем другое – жизнь Предтечи в совершенно другой среде. Он жил в среде людей, которые вдохновлялись формальным законом и были далеки от тех идеалов, которые являли угодники Божии. И поэтому его голос действительно был голосом вопиющего в пустыне. А почему именно в пустыне? Да потому что мир не принимал его свидетельства! Он был странником, пришельцем, подвизался в пустыне и там проводил свою жизнь в воздержании и трудах. И уже потом, когда слава о нем пошла среди жителей Израиля, люди потянулись к нему.

Этого человека мы почитаем, превозносим, молимся ему, называем учителем покаяния и человеком, близким Иисусу Христу. Это образ монашества, подвижничества, образ человека, который преодолел житейские страсти.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, по молитвам Предтечи и по его свидетельству не на словах только, не формально, но действительно становиться учениками Спасителя и исполнителями благой воли Агнца Божия, Мессии Иисуса Христа.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов