Литургия в Неделю о блудном сыне

.

24 февраля митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани. Этот Воскресный день посвящен  притче о блудном сыне – Евангельскому чтению, которое продолжает готовить верующих к наступлению Великого поста.

Об этой притче и заключенных в ней образах говорил в проповеди после богослужения митрополит Марк:

– Путь любого человека к Богу можно назвать одним простым словом – покаяние. Это  понятие отражает всю глубину процесса, который проходит человек на пути возвращения к своему Творцу: изменение своего ума, раскаяние в грехах и, наконец, решимость вернуться к своему Небесному Отцу. Именно об этом мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении, которое называется притчей о блудном сыне.

В очередной раз перед нашим мысленным взором предстал образ сына, оставившего отца, ушедшего в страну далече, расточившего свое достояние и вернувшегося к своему отцу.

Этот же обратный путь предлагается и всем нам. Церковь учит, что в образе Отца мы должны воспринимать всегда ожидающего нас Творца и Спасителя. Однако часто среди кающихся возникает вопрос – а простит ли нас Господь? Ведь мы, бывает, впадаем в такие страшные, тяжелые грехи! И нередко люди, приходящие на исповедь, начинают приукрашивать реальность, каяться в грехах, одновременно пытаясь себя оправдать.

Просто мы часто не можем поверить, что Бог действительно простит наши грехи. А от чего возникает такое ощущение? Да от того, что мы сами не привыкли прощать других людей! Даже если и прощаем, то формально, на словах. Но в нашем сердце остается глубокий рубец, а обиду мы порой храним до конца жизни.

А Бог? Неужели Он, слыша о наших грехах, видя их, прощает нас совершенно? Можем ли мы поверить в силу Божиего милосердия? Судя по нашим частым сомнениям, повтору одних и тех же грехов и оправданий,  возникает ощущение, что мы сомневаемся или даже не верим в силу Божественного милосердия.

Часто нас не может убедить даже сам образ покаяния блудного сына. Но давайте посмотрим на завершение этой притчи, на тот момент, когда отец принял своего вернувшегося сына. Он устроил пир, в то время как не позволял даже малую толику подобной радости своему старшему сыну, который был с ним постоянно! О чем это говорит? О том, что для Господа каждый кающийся – это самая большая радость, находка, бесценный дар.

Что сказал отец, принимая своего блудного сына? В русском тексте мы слышим такие слова: дайте ему лучшую одежду. В славянском тексте стоит другое слово – первая одежда. Это слово более точно отражает греческий термин. Но о чем оно говорит, почему так важен этот нюанс не просто лучшей, а первой одежды?

Это свидетельство того, что отец готов совершенно простить своего сына. А для нас выражение «первая одежда» говорит о том, что какие бы грехи мы не совершили, если мы искренне каемся в них, отвращаемся от них и исправляем свою жизнь, то Господь прощает их нам совершенно и готов возвести нас в первое достоинство, дав нам первые крещальные ризы. Вот сила и тайна Божиего милосердия. Об этом, дорогие братья и сестры, нам нужно помнить всегда – нет грехов, которые Господь не мог бы простить! Самое главное – наше искреннее обращение к Богу, наше покаяние. Ведь Господь, со Своей стороны, – это бездна милосердия и щедрот.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, всегда помнить об этом и никогда не сомневаться в силе Божиего милосердия.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов