Литургия в день отдания праздника Преображения Господня

.

В день отдания праздника Преображения Господня, 26 августа, митрополит Марк совершил Божественную литургию в рязанском храме Спаса-на-Яру. Наставление после богослужения владыка посвятил Евангельскому отрывку, читавшемуся в этот день в храме:

– Евангелие, которое сохранила нам Церковь, по большей части содержит повествование о чудесах Спасителя, о Его жизни, а также о том учении, которое Господь всем нам, Своим последователям, оставил.

В Книге Жизни содержится не так много упоминаний об обличениях Христа Спасителя, но они там присутствуют. Сегодня мы слышали о самом ярком из них в Евангельском повествовании. В нем Господь обличает книжников и фарисеев, причем делает это крайне строго, не просто перечисляет их грехи и прегрешения, но и говорит – горе, горе вам! Эти слова Спасителя мы часто воспринимаем как факт истории и свидетельство об омертвевшей религиозности. Конечно, можно много сказать о книжниках и фарисеях, о том, что плохого они делали, – в общем-то, об этом как раз и говорится в Евангелии. Но главная вина этих людей состоит в том, что именно они привели Спасителя на крест, именно они способствовали тому, чтобы народ Израиля отрекся от своего Мессии и совершилась казнь Христа.

Мы воспринимаем книжников и фарисеев, их личности через призму завершившейся истории домостроительства Божия, но в нашем отношении к ним есть определенная однобокость. Для нас книжник и фарисей – слова с отрицательной эмоциональной окраской. Например, фарисей – синоним лицемерия, в то время как древнем Израиле фарисеи были ревнителями закона, пользовавшиеся чрезвычайным уважением в народе. И книжники были людьми уважаемыми, богословами, как мы бы сейчас их назвали. Книжники толковали Ветхий Закон и наставляли людей следовать установлениями Божиим.

То есть обличения Христа Спасителя на языке современной нам реальности звучали бы примерно так: «Горе вам, ревнители, в том числе и священники, горе вам, богословы». Конечно, и в древнем Израиле были искренне верующие люди, которые не подменяли глубокую религиозность одной только обрядовой стороной. Но обличение в адрес книжников и фарисеев говорит о том, что всегда есть опасность уйти с правильного пути. И если те люди, которые воспринимались как духовные руководители своего народа, которые учили правильно веровать и служить истинному Богу, соблазнились, то такая опасность существует и сейчас, в наше время.

Мы видим порой примеры того, как священники, ревнители, люди, которые отличались благочестием, либо уходили в раскол, учили чему-то неправому, либо в итоге делали культ из своей личности. Поэтому быть учителем, ревнителем – это небезопасно. Неслучайно апостол Павел говорил: не все старайтесь делаться учителями. Потому что быть учителем – это великая ответственность, быть вождем – это тяжелая ноша, быть духовным лидером – это еще и большая опасность, ведь такой человек отвечает за души людей, вверивших себя его попечению и духовному водительству.

Эти слова являются для всех нас предостережением, свидетельством того, как в древнем Израиле наставники не справились со своей тяжелой ношей. Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, мудрости и помощи Божией, чтобы Господь посылал нам ревнителей, подвижников благочестия, которые бы отличались подлинной религиозностью. Дай Бог, чтобы наша Церковь была здоровой семьей, организмом, чтобы и наши пастыри, и архипастыри были крепки и тверды на пути благочестия, чтобы они верно указывали нам путь, ведущий за Христом.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов