В Неделю 23-ю по Пятидесятнице митрополит Марк возглавил литургию в Иоанно-Кронштадтском храме Рязани (+видео)

.

В Неделю 23-ю по Пятидесятнице, 24 ноября, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Иоанно-Кронштадтском храме Рязани. Наставление после службы владыка посвятил повествованию из Евангелия от Луки, читавшемуся в этот в храме, и особенно значению содержащейся в этом отрывке притчи о милосердном самарянине:

 

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали удивительное повествование, раздвигающее границы нашего привычного мира. Господь, как повествует апостол и евангелист Лука, рассказал некоему законнику притчу. Этот законник пытался искусить Иисуса Христа, а притча стала ему ответом. Итак, законник спросил Господа, что нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. «Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?» Конечно, ответ законника на эти слова Христа был очень грамотным. Он сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Надо сказать, что эти слова сами по себе были свидетельством рассудительности и духовной углубленности. Потому что обычно религиозная жизнь современников Христа выражалась в другом – в обрядах, законах, заповедях, которые находили свое отражение в жизни, чаще всего, во внешних действиях. Нам эти действия, такие как совершение омовений, принесение жертв и прочие мелкие вещи, сейчас показались бы совершенно незначительными. Но именно они составляли сердце религиозной жизни древних евреев. И тот факт, что законник сказал Христу такие важные слова о любви к Богу и ближнему, говорил о его духовной грамотности, о том, что он понимает многое в религии. И вместе тем евангелист говорит, что этот законник искушал Господа. Спаситель же ему сказал простую и правильную вещь – соблюди это. Но в ответ прозвучал вопрос – а кто мой ближний? И тогда Господь начинает повествование о милосердном самарянине:

Некий человек спускался из Иерусалима в Иерихон и впал в руки разбойников. И вот он лежал, израненный и избитый, а рядом проходили люди, некоторые из которых должны были обращать внимание на сирых, убогих и больных – среди них был и священник, и левит, то есть, по-нашему, церковнослужитель. Никто из них не сжалился над этим болящим страждущим человеком. И только самарянин оказал милость несчастному, возлил на его раны вино и елей, которые в то время считались первейшими средствами врачевания. Более того, он поселил его в гостиницу и сказал, что если нужно будет, еще заплатит за этого человека, чтобы тот находился в покое, пока не поправится. Вот милосердие!

Однако для современного человека содержание этих слов не вполне понятно. Ну и что, скажете вы… Ведь каждый из нас творит какие-то дела милосердия! Но одно дело творить милость среди своих людей, среди православных верующих. И совсем другое – среди других, а ведь именно таким был случай, описываемый в притче Спасителем. Дело в том, что евреи с самарянами не общались, о чем свидетельствует Евангелие. Да, с точки зрения происхождения это были близкие этнические группы, но различия в религии сделали их непримиримыми врагами. И потому сам факт, что самарянин оказал помощь этому болящему, удивителен. А еще более удивительным для этого законника было услышать слова Христа – Иди и ты твори так же!

Господь в пример законнику приводил самарянина! Это было неслыханной дерзостью. Как же так, еретика приводить в пример!

И мы бы тоже, дорогие братья и сестры, наверное, возмутились, если бы нам привели в пример какого-то современного сектанта. Многие бы сказали – ну неужели среди православных христиан мало хороших, добрых примеров милосердия и сострадательности?

Господь приводит шокирующий для законника образ – милосердного самарянина, по примеру которого и призывает действовать своего собеседника. А как же мы относимся к ближним в подобной ситуации? Чаще всего наши поступки являются горькой карикатурой на слова «иди и твори так же». Мы совершаем поступки, подобные действиям священника и левита из притчи – проходим мимо нуждающихся. Я не имею в виду попрошаек, которые отрабатывают свое ремесло и зарабатывают деньги актерством. Мы проходим мимо тех, кто действительно нуждается, живет тяжело. Многим сейчас нужна помощь – или материальная, просто кусок хлеба, или внимание, доброе слово. Мы порой слышим, как люди уходят из жизни добровольно, потому что соприкоснулись с жестоким, немилосердным отношением к ближним. Наш холодный злобный взгляд тоже о многом говорит и отнюдь не способствует тому, чтобы кому-либо стало тепло от встречи с нами.

Будем же стараться, дорогие братья и сестры, вглядываться в поступки окружающих и брать лучшее у тех, кто это лучшее делает – это могут быть православные христиане, а могут быть и другие люди. Но мы должны учиться творить дела милосердия, любви, и не отказывать в них любому человеку – и тому, кто кажется достойным нашего участия, и любому другому – бродяге, нищему, опустившемуся человеку. Милосердие не знает границ, и Господь ясно показал это нам в нынешнем Евангельском повествовании.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы и наше милосердие на знало границ, чтобы мы, с одной стороны, учились добру и милосердию, сострадательности, а с другой – чтобы не ограничивали свои благодеяния кругом своей семьи, родственников, близких и симпатичных нам людей.

Дай Бог нам творить дела добра и милосердия так же, как сотворил дело милостыни самарянин из сегодняшней Евангельской притчи.

 

L1200172
L1200176
L1200177
L1200178
L1200179
L1200187
L1200191
L1200201
L1200207
L1200212
L1200216
L1200217
L1200229
L1200233
L1200234
L1200237
L1200239
L1200240
L1200241
L1200243
L1200251
L1200255
L1200257
L1200267
L1200280
L1200305
L1200311
L1200312
L1200317