О значении выражения «Богатеть в Бога». Литургия в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

.

В Неделю 24-ю по Пятидесятнице, 1 декабря, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе Рязани. Наставление после службы владыка посвятил толкованию притчи, звучавшей в этот день в храме:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали Евангельское чтение, которое обычно называют притчей о безумном богаче. Однако если мы посмотрим на содержание этой притчи, то увидим, что не все в ней так уж плохо.

В начале притчи говорится о том, что у этого человека случился хороший урожай. Хороший урожай сам по себе – это прекрасно, это некий Божий дар. Тот человек обогатился, конечно, и благодаря своему труду.

С точки зрения современных реалий труд земледельца – это совсем не та стезя, где можно обогатиться. Грязные деньги, алкоголь, наркотики, оружие – вот где, на человеческих страстях, в современности зарабатываются огромные деньги. А труд земледельца – это, напротив, не страсть, это доброе дело, и прекрасен человек, занимающийся обработкой земли.

Так вот, случилось у человека счастье – большой урожай. И слава Богу! В этом мы можем видеть символ даров, которые каждый из нас получает от Бога. Кому-то даруется хороший урожай, кому-то богатство, у кого-то блестящие умственные способности, у кого-то – золотые руки. У каждого есть свой дар, который мы должны употребить во благо. Но во благо ли собирался употребить свой дар богатый человек из притчи? Он поставил перед собой задачу снести старые житницы, которые не могли вместить большого урожая, и построить вместо них новые, которые могли бы сохранять щедрый урожай, на протяжении многих лет обеспечивая хозяину этого богатства сытую,  спокойную и безмятежную жизнь. И вот в этом и состояло безумие человека. Он поставил перед собой банальную животную задачу – ешь, пей, веселись! Но разве это задача, достойна человека? Нет, это задача, стоящая перед любым животным, которому надо лишь одно – себя прокормить, пусть даже за счет другого живого существа. Поэтому в животном мире мы видим постоянную борьбу, когда одно живое существо пытается жить за счет другого.

Но какова же подлинная цель жизни человека? В притче Бог сказал богачу: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Евангелист говорит, что так получается со всяким, кто богатеет не в Бога. Но что такое «богатеть в Бога»? А знаем ли мы, как это правильно делать?

Мы часто считаем, что богатеть в Бога – это значит просто немного с Ним поделиться: поставить свечку в храме, написать записку о ближних, подать нищему. И достаточно. А много ли мы отдаем ближнему? Есть ли в нас жертвенность? Как говорят мудрые люди, наше – это не то, что принадлежит нам, а то, что мы отдали ближнему. Кто-то может спросить, а причем же тут Христос? Почему, творя милость ближнему, мы творим ее и Господу? В чем связь богатства, которое нужно собирать для Бога и для наших ближних? Господь говорит и еще раз скажет нам всем на Страшном суде: то, что вы не сделали для ближних, вы не сделали для Меня. Потому богатство для Бога – это богатство для наших ближних. В этом мы можем поставить знак равенства.

Конечно, все в жизни бывает по-разному. Люди порой отдают своим ближним родственникам деньги и состояние, дарят богатые подарки. Можно ли это назвать жертвой для Бога? Господь обличает нас и говорит, что когда мы любим только тех, кто нас любит, то мы поступаем как язычники. И это совсем не то, что разумеется под словами «Богатеть в Бога». Это значит, что мы должны думать и рассуждать, а не просто бездумно отдавать то, что имеем, людям, которые нас любят или которые нам симпатичны.

Безумие противопоставляется мудрости. А мудрость как раз и состоит в том, чтобы идти по жизни, пользуясь теми дарами, которыми Господь нас одарил – богатеть в Бога, помогая и одаряя того человека, который нуждается в нашей помощи. И неважно, что это за помощь: кусок хлеба, или просто доброе слово, которое ценно для каждого из нас. В наше время духовная помощь, которую мы можем оказать нашим ближним в виде слов поддержки, утешения и заботы, часто стоит гораздо дороже и порой оказывается ценнее, чем кусок хлеба или какая-то другая материальная пища.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, рассуждения, искусства и разумной жизни. Дай Бог всем нам учится богатеть для Бога, быть разумными людьми, и не подвергнуться осуждению, как тот богатый безумец, который поставил своей целью удовлетворение своих страстей и похотей. Будем мудрыми, разумными, и тогда Господь, любящий нас, поможет нам и в нашей земной жизни, и в отношении наших ближних, и в будущем веке.