Артос: благословение праздника Пасхи. Литургия в субботу Светлой седмицы (+видео)

.

Светлая седмица… Близится к завершению эта удивительная Пасхальная неделя, полнота праздника и венец великого торжества светлого Христова Воскресения. В Светлую субботу, 25 апреля в 2020 году, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Иоанно-Богословском монастыре.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

После литургии в субботу Светлой седмицы традиционно была прочитана особая молитва на раздробление артоса. Артос – это освященный квасной хлеб, символизирующий Воскресшего Христа, пребывающего на земле с учениками. Апостолы после Вознесения оставляли хлеб за трапезой на том месте, где прежде сидел с ними Христос, как знак того, что Он по-прежнему незримо присутствует среди них.

Почему артос занимает такое значение в праздновании Пасхи, почему он так называется и о чем должен напоминать верующим? Этим темам посвятил наставление после богослужения митрополит Марк:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, по окончании литургии мы совершили молитву на раздробление артоса, этого особого пасхального хлеба. Тема хлеба тесно связана с праздником Пасхи.

В Ветхом Завете, в книге Исход, мы читаем о том, как Господь повелел Своему народу прежде исхода из Египта приготовить особый хлеб, который не был полноценным, – опресноки. И именно этот неполноценный хлеб должны были вкушать с горькими травами израильтяне прежде выхода из египетского рабства. Хлеб неполноценный означал несовершенство Ветхого Завета и неполноту самого праздника, который был связан с освобождением одного лишь народа Израиля из рабства. То, что древние евреи ели опресноки с горькими травами, напоминало им о горечи пребывания в рабстве.

Мы же сегодня читали молитву на раздробление артоса. Артос – это греческое слово, которое буквально означает «квасной хлеб». Такой хлеб преломил Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечере. Согласно Ветхозаветному закону, на праздник Пасхи нужно было есть хлеб, приготовленный без закваски. Однако Господь совершил Ветхозаветную Пасху, взяв для совершения Таинства Евхаристии хлеб полноценный, квасной.

Для нас всех сейчас артос – это особый квасной пасхальный хлеб, который готовится специально для праздника Пасхи и освящается в самый день Пасхи за Божественной литургией. Именно этот хлеб мы потом имеем возможность вкушать во здравие души и тела, как благословение праздника Пасхи. Это благословение носит особый радостный характер.

В каждом доме в праздник Пасхи есть свой домашний артос – кулич. Куличи готовятся так, чтобы они были сладкие, приятные на вкус. И этот вкус домашнего артоса, пасхального хлеба напоминает нам радости Небесного Царства, о том, что ожидает всех верующих во Христа.

Христос воскрес, и Он готовит нам тот же самый путь, который прошел Сам. Каждый из нас, по слову Церкви, воскреснет. Праведные будут наслаждаться и радоваться в Царствии Отца Небесного. Эту особую радость мы предощутили в течение этой, уже заканчивающейся Светлой седмицы. В жизни человека немало праздников. Отмечаются и дни рождения, и государственные торжества, но нет ни одного праздника на земле, который мог бы сравниться по своей глубине и силе радости с праздником Пасхи.

Неслучайно церковные песнопения называют праздники Пасхи праздником красным – «Пасха Красная». Некоторые ошибочно считают, что слово «красный» в этом контексте связано с темой облачений, и что мы носим облачения красного цвета как раз потому что Пасха именуется красной.

Нет! Красная – означает прекрасная. Каждый из нас слышал выражения, такие, как «красная девица» или «красное солнышко», то есть красивое, прекрасное и так далее... Красная Пасха – значит, прекрасная. Как соль делает пищу вкусной и пригодной для еды, так и прекрасная Пасха оживляет нашу жизнь радостью. Если бы не было прекрасной Пасхой, наша жизнь превратилась бы в тягостное существование. Но есть Прекрасная Пасха, которая наполняет наше сердце радостью и веселием. Мы особым образом чувствуем эту радость на протяжении Светлой седмицы. Конечно, весь период празднования, когда в храмах поются песнопения, посвященные празднику Пасхи, и каждый воскресный день, то есть каждую малую Пасху, мы обращаем свои взоры к теме воскресения и молимся Христу, победившему смерть.

Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, этой пасхальной радости, которая должна пребывать в нашем сердце, если оно готово эту радость вместить. Дай Бог, чтобы наша радость пребывала всегда, и прекрасная Пасха помогала бы нам идти по жизни, претерпевая все и грустные, и радостные события нашей жизни!

Фотограф - Петр Гевурян

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"