Подлинная вера. Литургия в Неделю 4-ю по Пятидестянице

.

В Неделю 4-ю по Пятидестянице, 5 июля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

За богослужением в этот день читался отрывок из Евангелия от Матфея, повествующий об исцелении Спасителем слуги сотника.
Владыка в наставлении после литургии взял в качестве примера этот отрывок, чтобы объяснить суть веры, к которой призывает людей Господь:

— Господь наш Иисус Христос, неся в мир благую весть о спасении человечества, говорил о необходимости в первую очередь веры. Господь призывал людей к подвигу веры, и для верующих Он совершал чудеса.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали повествование о том, как Господь исцелил слугу сотника в Капернауме. Как правило, Господь совершал чудеса в отношении людей, которые принадлежали к еврейскому народу, и даже говорил, что послан к погибшим овцам Дома Израилева.

А здесь так сразу, даже не спрашивая и ничего не говоря, Господь сразу совершил чудо. Причем непросто совершил его, но в ответ на просьбу сотника без промедления сказал — Я приду и исцелю его. Но сотник, видимо, ощущал себя человеком недостойным. И наверняка он чувствовал некую дистанцию, которую создавали местные жители, евреи, ощущал ту степень пренебрежения, которую они испытывали к подобного рода язычникам. Понимая, что правоверному еврею трудно зайти в дом язычника, сотник сказал, что говорит одному своему воину: пойди, и он идет; и другому: приди, и приходит; и слуге: сделай то, и делает... И поэтому он добавляет, обращаясь к Господу: Скажи слово!

И Господь исцелил одним Своим словом слугу сотника. Совершив это чудо, Господь еще и выразил удивление, что и в Израиле Он такой веры не видел.

А в чем же была вера ветхозаветного человека? Она была вписана в тему соблюдения Закона. В то время не было людей, которые не признавали бы существование Бога. Все люди были верующие в нашем понимании, тогда не было атеистов. Конечно, сила веры была разной, и люди в большей степени были погружены в тему закона: они старались исполнять повеления и предписания закона, соблюдать субботу и омовения, приносить жертву... Всем этим была пронизана жизнь ветхозаветного человека.

В нашем понимании там было мало веры как таковой. Служение закону, ритуалы поглощали все пространство веры. По сравнению с таким отношением вера сотника действительно была сильной и горячей.

А какова же вера современного человека? В наш маловерный век верующим можно назвать человека, признающего существование Бога, верящего, что есть что-то на Небесах, что есть Бог, который сотворил небо и землю и управляет наш миром. Но эта вера — часто рассудочная и слабая, неопределенная и смутная. В каком-то смысле мы можем говорить о том, что современный человек стремится к комфорту, к вере, которая не мешала бы ему существовать на земле и гнаться за житейскими благами. А какой же веры ждет от нас Господь? Он ожидает от нас подвига веры, подобного тому, который совершил сотник. Господь увидел, почувствовал его веру и исцелил его слугу одним словом.

Мы стремимся к тому, чтобы вера заполнила некую пустоту в нашей жизни, но вместе с тем мы зачастую не готовы к подвигу веры. Она у нас слабая, немощная и колеблющаяся.

Сегодняшний евангельский отрывок — это призыв, пример. Среди мыслителей дохристианской эры выделают христиан до Христа. Вот этот сотник, язычник, о котором говорится в сегодняшнем Евангелии, — это тоже настоящий христианин еще до рождения Церкви, это человек, который вмиг уверовал во Христа и оказался способен к подвигу веры.

Вера — это близкое, понятное слово, в отношении которого у нас, кажется, нет вопросов, все ясно и понятно. Однако на самом деле, если посмотреть на примеры веры, окажется, что мы не представляем себе, что такое вера, и не готовы к тому, чтобы идти путем веры.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, рассуждать, размышлять, что такое вера, и учиться подлинной вере на примерах жизни людей, преобразивших облик мира. Пусть вера с Божией помощью царствует в наших душах, потому что без подлинной, настоящей, сильной, крепкой веры человек остается всего лишь общественным животным.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, этой веры!

Фотограф - Петр Гевурян