Литургия в день памяти преподобного Памвы Пустынника

.

31 июля митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани. Православный календарь в этот день украшен несколькими именами угодников Божиих, среди которых трое прославлены в лике преподобных. Подвигу и примеру одного из них, преподобного Памвы Пустынника, владыка посвятил наставление после богослужения:

— Неслучайно, дорогие братья и сестры, на протяжении столетий любимым чтением для русского человека были жития наших святых. Ведь повествования о жизни угодников Божиих — это бесконечный источник мудрости и христианского научения. Мы, люди духовно расслабленные, часто даже помыслить не можем и не понимаем, как жили древние христиане много лет назад. Но жития святых открывают нам другой мир — мир веры, подвига, жизни ради Христа.

Сегодня Церковь отмечает день памяти преподобного Памвы Пустынника. Нам мало что говорит это имя, труднопроизносимое и непривычное. Но жизнь этого человека была поистине удивительной. О нем с восхищением отзывался преподобный Антоний Великий, основатель монашества. О нем преподобный Пимен Великий сказал так: «Три дела мы видели у отца Памвы: голод всякий день, молчание и рукоделие».

Он трудился и своим трудом зарабатывал себе на хлеб. Жил впроголодь, не соблазнялся теми благами, которые приносили ему почитатели, желающие помочь бедствующим и голодающим монахам. Как-то преподобная Мелания Римляныня, обеспеченная женщина, пришла в монастырь к авве Памве и принесла ему большое количество серебра для помощи обители. Авва в тот момент, по обыкновению, трудился. В то время монахи занимались рукоделием, плели корзины или делали что-то еще своими руками, продавали и на вырученные средства питались. И когда благочестивая паломница принесла серебро, авва Памва даже не поднял голову от своей работы и не взглянул на принесенное богатство. Единственное, на что он согласился после уговоров — чтобы она отдала серебро одному из братьев для распределения милостыни между другими бедствующими монастырями Нитрийской пустыни.

Но одно из самых главных качеств аввы Памвы, которое было бы особо полезным для современного человека, помимо трудолюбия и воздержания в пище, — это воздержание от злых слов. Находясь в начале своего иноческого подвига, он особо глубоко воспринял слова псалма, в котором говорилось о том, чтобы не согрешать своим языком. И он старался удерживать свой язык. Говорил мало, иногда вовсе молчал, а иногда, когда и нужно было что-то сказать, долго молчал, молился и лишь потом говорил. И говорил немногое, так, чтобы потом не было стыдно за сказанные пустые, глупые или осуждающие слова. Вот качество, особо полезное в наше время, в которое мы слышим вокруг очень много пустых, гнилых слов.

Несмотря на все эти добродетели, ему было присуще великое смирение. Когда он отходил в вечность в кругу учеников, он говорил: даже не знаю, начал ли я свой иноческий путь, я только в начале его... Вот подвиг христианского смирения, вот духовный богатырь, образу которого мы должны следовать, стремиться походить на него хотя бы в чем-то!

Дай Бог, чтобы и в наше время, среди нас были бы такие духовные богатыри, о жизни которых мы могли бы узнавать и учиться не только из книг, а из общения лицом к лицу.