Литургия в день памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских

.

История русской святости включает в себя много славных имен, среди которых – и имена отцов русского монашества, преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Их память Церковь чествует 15 сентября. В этот день митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.

Святые Антоний и Феодосий по праву считаются основоположниками монашества на Руси, хотя и до того, как они появились на духовном горизонте своей родины, в ее пределах существовали монастыри. Почему же эти монастыри практически бесследно исчезли со страниц истории, а подвиг двух преподобных отцов навсегда остался в людской памяти, почему именно основанная ими обитель стала величайшим местом иноческих подвигов?

Эти темы поднял в наставлении после богослужения митрополит Марк:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, наша Православная Церковь отмечает день памяти первоначальников монашества на нашей русской земле – Антония и Феодосия Киево-Печерских. Каждый из этих святых начинал подвизаться по отдельности, а встретились они на берегах Днепра. Преподобный Антоний был родом из-под Чернигова, но, приняв в своем сердце православную веру, он отправился подвизаться на Святую гору Афон. Там он прошел определенный период испытаний, после чего был отправлен игуменом обратно на родину, чтобы там, на Руси, насаждать правые обычаи и утверждать иноческую жизнь.

Преподобный Феодосий был родом из Курска и был любимым сыном своей матери. Однако в его сердце запали слова из Евангелия, сказанные Спасителем – «Если кто любит отца или мать больше, нежели Меня, недостоин Меня». И будущий святой, внемля этим словам, покинул родные пределы, чтобы подвизаться на пути спасения, и встретился с Антонием.

Феодосий стал одним из учеников преподобного Антония, вокруг него собралась небольшая группа единомышленников. Тогда преподобный Антоний оставил братию и предался более строгому подвигу в пещерах. Феодосия избрали игуменом обители, и он стал нести возложенный на него подвиг духовного водительства. Преподобный был строгим подвижником, но при этом для него были характерны любовь, милосердие к немощным, болящим и заключенным. Он щедро одаривал нуждающихся людей, посылал возы с хлебом в темницы, чтобы питать узников.

Летописец отмечает, что к тому времени, когда преподобные Антоний и Феодосий основали знаменитую впоследствии обитель на Киевской земле, на Руси уже были монастыри. Они устраивались князьями, в них собирались иноки, но история не сохранила следов этих обителей, и летописцы лишь вскользь упоминают о них. Но почему же те монастыри не сохранились, а Киево-Печерский остался в веках, почему на протяжении столетий лампада иноческой жизни горит в этой обители, и именно в ней подвизалось и просияло множество святых?

Летописец говорит о разнице между другими обителями, устроенными, может быть, благочестивым желанием князей, их жертвами, и обителью Антония и Феодосия. Эта обитель была построена на молитвах, на молитвенном иноческом подвиге. Подвиг всегда притягивает к себе людей, привлекает внимание. Молитва и труд сохранили эту обитель и сделали ее светочем русской земли.

Это правило, дорогие братья и сестры, справедливо в отношении не только иноческих обителей, но и всех наших земных трудов. Если мы хотим, чтобы какое-то начинаемое нами дело устояло под натиском обстоятельств и укреплялось, мы должны помнить, что начинать и творить его нужно с молитвами и усердным трудом. И думать нужно не столько о своей выгоде или пользе, а о славе Божией, и тогда наше начинание будет развиваться.

Дай Бог, чтобы всегда наши дела мы начинали с молитвы и благоговения, подобно тому, как это делали преподобные отцы Киево-Печерским Антоний и Феодосий, основавшие монашество на нашей Русской земле.