Литургия в день памяти священномученика Анфима, епископа Никомидийского

.

16 сентября Церковь чествует память многих святых, среди них – и священномученика Анфима, время земного пути которого пришлось на конец III – самое начало IV века, эпоху жестоких гонений на христиан.

В день памяти святого мученика митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани. В наставлении он указал на несколько главных мыслей, которые можно почерпнуть, знакомясь с житием святого Анфима и с Евангельским чтением этого дня:

– В сегодняшнем Евангельском чтении апостол Марк повествует нам, дорогие братья и сестры, о том, как Господь еще во время Своей земной жизни посылал апостолов на проповедь. При этом Он говорил, чтобы они с собой ничего не брали. Господь обещал, что все им необходимое  у них будет. Мы с вами часто, дорогие братья и сестры, думаем о том, чего нам не хватает – одного, второго, третьего. Есть даже такая пословица – «Все свое ношу собой». Под этими словами мы обычно подразумеваем, что должны носить с собой необходимый нам предмет.

На самом деле значение и смысл этой пословицы другие. Один древнегреческий философ, когда персы подходили к его городу, покидал это место вместе со многими другими жителями. Люди несли то, что считали наиболее важным: кто-то нес припасы, кто-то одежду или драгоценности. А философ шел налегке. Когда же его спросили, почему он ничего не взял с собой, то он ответил – все свое ношу с собой. То есть свое – это ничего.

А что же главное у нас? Это наша душа, наше свободное произволение жить так, как мы считаем нужным. Примером такого произволения является священномученик Анфим, память которого мы сегодня отмечаем. Удивительны жизнь и качества этого человека. Он, будучи епископом города Никомидии, во время жестоких гонений на христиан в царствование  императора Диколетиана был вынужден по просьбе своей паствы скрыться неподалеку, чтобы иметь возможность ободрять верующих, укреплять их и молиться.

Императорские войска рыскали по окрестностям и пытались его найти. Вот они выследили, где находится Анфим, и отправились к нему. Он встретил их по дороге, недалеко от места своего обиталища. Он остался не узнанным этими воинами. Анфим пригласил их домой, накормил, угостил обедом и потом открыл им, что он и есть тот, кого они должны были схватить. Воины смутились, ведь они видели перед собой человека, который даже  не пытался скрыться и сам себя им открыл, имея возможность избежать страшной, уготованной тогда христианам участи. Воины хотели уже донести начальнику, что не нашли его. Но каков же был ответ Анфима? Он сказал, что не может лгать, и вместе с воинами отправился к гонителю. Тот выставил перед ним орудия мучений, угрожая и увещевая отказаться от Христа , на что получил решительный ответ, что его пленник готов умереть за Христа.

С этими словами Анфим претерпел жестокие мучения и был в итоге умерщвлен. Удивительный пример жизни, который показывает стойкость, нетерпимость ко лжи, и при этом – милосердие и доброжелательность к тем, кто был призван его схватить и привести на мучения. Он понимал, что наша брань – не против плоти и крови, но против темных сил, которые вдохновляют людей и порабощают их себе. Вот и мы, дорогие братья и сестры, будем стараться подражать добродетелям наших святых, так, чтобы ложь, вражда и недовольство не царствовали бы в наших сердцах, но чтобы мы были мирны, спокойны, правдивы и всегда готовы дать ответ о нашем уповании.