Литургия в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

.

В череде двунадесятых праздников только одно торжество посвящено событию, произошедшему не в евангельское время, а спустя несколько веков церковной истории – речь о празднике Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Эта святыня была обретена в Иерусалиме в IV веке равноапостольной царицей Еленой. Найденная святыня был высоко поднята Иерусалимским епископом, чтобы люди могли поклониться ей и разделить радость ее обретения. Таким же образом крест воздвигался над народом в VII веке, когда его вернул из персидского плена в Иерусалим греческий император Ираклий. Оба эти события вспоминаются в одном празднике. В день торжества митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Крест, бывший прежде орудием позорной казни, после распятия и Воскресения Христа становится орудием спасения и величайшей святыней. Не зря Церковь называет крест похвалой верных и утверждением страдальцев и призывает к молитвенному и радостному созерцанию воздвигаемой святыни.

Верующие в день праздника вспоминали о страданиях и крестной смерти Спасителя, о Его Воскресении – событиях, которые открыли человечеству путь к спасению. Сейчас, спустя две тысячи лет с того времени, христианское учение не только проповедано, но и истолковано, объяснено в поучениях и творениях святых отцов, церковных писателей и философов. Но тогда, в первые века после Воскресения Христа, немногие могли сразу воспринять эти истины. Не зря апостол Павел, рассуждая о кресте, писал: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». Эти слова звучали в апостольском чтении за праздничным богослужением. Но современные люди не ждут, как древние евреи, царя-освободителя от оккупантов, и не ищут, как древние греки, премудрости, основанной на языческих представлениях. Чаще всего помыслы людей в настоящее время направлены к тому, чтобы сделать свою земную жизнь радостной и безоблачной. Но каждый должен понимать, что радости, которой так все ищут, в том числе, и в вере, невозможно было достичь без креста. Эту мысль подчеркнул митрополит Марк в наставлении после службы:

– Воскресение Христово не возможно без Креста, как и спасение. Чтобы порадоваться и воспринять плоды воскресения Христова, нужно сначала со Христом распяться, взять свой крест, взойти на свою Голгофу, и только оттуда мы сможем узреть свое воскресение вместе со Христом.

Эту истину с трудом вмещает современный мир, ее отчаянно не хочет принять современный человек с его идеей земного счастья и благополучия. И лишь радость христианскую, одну сторону медали, современный человек готов воспринять – но никак не страдания, не распятия со Христом.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, нам, называющим себя христианами, воспринимать подвиг Христа в его целостности, видеть крест Христов, на который Он взошел ради нас, взяв на себя грехи человечества, и конечно, завершение Его подвига – Его славное Воскресение.

Крест для верующих – не только великая святыня и орудие спасения. Для каждого вступившего на путь церковной жизни он обретает особое значение. Для духовенства и прихожан Крестовоздвижеского храма, где совершалось богослужение, крест, который возложен на них сейчас – это строительство большого и в своем роде уникального храма, посвященного святителю Василию Рязанскому. Для каждого человека в отдельности – это события его жизни, то, как он встречает все тяжелые или радостные моменты, выпадающие на его долю, в которых он всегда призван помнить о подвиге Христа и с благодарностью воспринимать плоды крестных страданий Спасителя и торжествовать победу над смертью в Воскресении Господа.

Читайте также: Без креста – ни спасения, ни радости. Слово митрополита Марка в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"