Литургия в день престольного праздника Иоанно-Богословского монастыря

.

Рязанская земля много веков процветает монашескими подвигами. Еще в конце XII — начале XIII столетия в нашем крае была основана обитель, которую посвятили апостолу и евангелисту Иоанну Богослову.

Спустя восемь веков, пережив много непростых периодов истории и возродившись из руин, это монастырь и сейчас остается местом сугубых молитв монахов, пребывающих под покровом любимого ученика Спасителя Иоанна. В день главного праздника этого святого места, чествования памяти апостола Иоанна Богослова, 9 октября, Божественную литургию в обители возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении епископа Скопинского и Шацкого Питирима и епископа Касимовского и Сасовского Василия.

— Сегодня, дорогие братья и сестры, наша Святая Церковь особым образом отмечает память апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Апостол Иоанн Богослов открыл миру Божественную любовь, которую возвещал и явил миру наш Господь и Спаситель. Проповедовать любовь — это, наверное, самое сложное. Ведь гораздо проще научить людей каким-то практическим вещам, правилам жизни, которые не требует духовного подвига и напряжения. Почему же так сложно говорить о любви? Да потому что мы ощущаем крайний дефицит любви. Где любовь в отношениях между людьми? Мы отмечаем ее крайнее оскудение, особенно сейчас, когда многие люди болеют, когда наши современники, соотечественники умирают в болезни и не ощущают уверенности в будущем.

Это, наверное, самое страшное для современного человека. Он привык к тому, что может надеяться не только на себя или своих близких, но и на науку, медицину, социальные институты. И вот наступает ситуация, когда эта надежда уходит, и человек чувствует свою беззащитность перед новыми страшными вызовами, перед неведомыми ранее болезнями, которые настигли людей в XXI веке. Возникает вопрос — где же любовь Божия? Может ли эта любовь проявляться в том, что люди болеют, испытывают несчастья, что весь мир приходит в смятение и состояние тревоги? Но современный человек забыл о том, что в жизни является самым главным.

Представьте себе, скажем, аквалангиста, отправляющегося в темную подводную пещеру, из которой сложно выбраться обратно. И представьте, что он берет с собой небольшой запас кислорода — очевидно, что его может не хватить на обратный путь. Вот так же ведем себя и мы, дорогие братья и сестры, если слишком прилепляемся к этому миру. Современный человек вообще весь полностью погружен в этот мир. Попробуйте выключить себя из мирской жизни — оторваться от телефона или от общения с окружающими, и вы сразу почувствуете пустоту. Вот в этом и состоит главная болезнь современного человека — в том, что он слишком возлюбил этот мир.

Мир, конечно, не в том смысле, который подразумевается в словах Господа о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Имеется в виду мир как совокупность человеческих страстей, о котором апостол Иоанн Богослов в первом Соборном послании наставляет — «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего».

И вот Господь с помощью Своей любви и средств Божественной педагогики, которые Он имеет, пытается отвратить нас от чрезмерной любви к этому миру, чтобы мы увидели лучший мир, чтобы возвели очи горе и вспомнили об Источнике жизни, о той настоящей, подлинной любви, которая и есть Бог. В этом и есть смысл страданий, которые пробуждают нас от духовной спячки.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, вдохновляться идеалами, которые проповедовал апостол Иоанн Богослов. С одной стороны, не прилепляться чрезмерно к этому миру страстей и греха, который подобно болоту затягивает в трясину. И, с другой стороны, в этом падшем мире мы должны, как христиане, являть соответствующий образ — образ человека, имеющего любовь к миру. Дай Бог, чтобы эта любовь жила в нашем сердце и проявлялась в нашей жизни, в наших делах. Ведь в словах Господа, приводимых Его любимым учеником в Евангелии, сказано: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Да будет так!

В этот же день после литургии в обители состоялся Архиерейский совет митрополии в новом составе.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"