Литургия в Неделю о мытаре и фарисее и день памяти блаженной Любови Рязанской

.

Ежегодно в Николо-Ямском храме Рязани 21 февраля бывает особенно многолюдно на богослужении. Люди приходят молитвенно почтить память одной из самых известных и любимых жителями города святых — блаженной Любови Рязанской, мощи которой пребывают в этом храме. В 2021 году день ее памяти выпал на Неделю о мытаре и фарисее.

Божественную литургию в Николо-Ямском храме возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Полное имя блаженной Любови – Любовь Семеновна Сухановская. Но горожане, как ее современники, так и нынешние жители Рязани, предпочитают ласково называть святую Любушкой. Ее блаженная кончина последовала в 1920 году, а прославление в лике святых состоялось в 1987 году. Память об удивительной подвижнице и любовь к ней уже давно распространились далеко за пределы Рязанской земли.

В наставлении после богослужения владыка Марк говорил о вспоминаемых в этот день образах мытаря и фарисея из притчи Спасителя и о подвиге блаженной Любушки, которая стала ярким того, как человек отделяет главное и ценное в своей жизни от второстепенного, устремляясь к Богу.

— Вот и настало, дорогие братья и сестры, время подготовки к Святой Великой Четыредесятнице. Церковь, по обычаю, постепенно подводит нас в этому периоду, наставляя, как следует проходить поприще поста и, в первую очередь, как правильно молиться, поскольку молитва является важнейшим делом христианина на протяжении всей Великой Четыредесятницы. А чтобы мы понимали, каким образом нужно настраивать себя, пребывая на молитве, Церковь приводит нам притчу из Евангелия от Луки, в которой говорится о том, как два человека пришли помолиться, и что из этого получилось.

Одним из этих людей был фарисей, который искренне благодарил Бога за то, что Он сподобил его быть просвещенным светом веры, дал ему возможность служить Богу. В каком-то смысле он был искренним в своей благодарности. Его поведение было естественным для его времени, для среды, в которой он жил. Раввины тогда говорили, что если человек находится в синагоге, а не в театре или цирке, то нужно Бога благодарить. Вот он и благодарил Бога за то, что он — человек верующий и имеет возможность послужить своему Господу. Так что же было не так в его молитве? А то, что он, вместо того, чтобы молиться, все больше говорил о себе, и его молитва превратилась в монолог. Он даже ничего уже не просил у Бога, как будто не сознавая, что ему нужно от Бога что-то еще, он словно застыл в том состоянии, в котором мы видим его в притче.

Но самое страшное, что он начинает возноситься над ближними. В частности, мы видим чувство превосходства в отношении человека, которого он увидел молящимся в храме недалеко от себя. Фарисей выражает свою позицию словами: «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». Вот это самое страшное — он вознесся над человеком!

А что же мытарь? Мы мало что знаем о его молитве, поскольку основное внимание сосредоточено на фарисее — том человеке, который представлялся современникам Христа образцом благочестия и праведности. И задачей Господа было показать, что за личиной праведности тоже может скрываться духовное убожество.

А что же мытарь? Он, в отличие от фарисея, обращался к Богу и просил, молил Его простить ему согрешения. Каким же был вердикт Спасителя, кого из этих двух людей Он возносит, а кого смиряет? Евангелист Лука передает слова Спасителя, в которых вышел оправданным именно мытарь, а не фарисей.

Почему же так? Да потому что он, в отличие от фарисея, видел ту бездну, которая отделяет его от Бога, и не смел сравнивать себя со своими ближними. Притча завершается словами: «Всякий возносящий себя смирится, а тот, кто себя смиряет, будет вознесен».

Эти слова являются обличением, особенно для нашего времени. Что мы сейчас видим в общении между людьми? Как правило, похвальбу. Посмотрите, как себя представляют люди в социальных сетях, о чем они говорят и пишут! Вы увидите, как правило, всего две вещи. Во-первых, желание выставить себя в выгодном свете, показать, какой человек красивый и умный (или красивая и умная), как хорошо говорят о нем люди, как показывают свою любовь и внимание к его персоне, подписываясь на его каналы или ставя лайки.

И, конечно, мы видим безудержное осуждение других людей, своих ближних. Вот это самое страшное. Всякий раз, когда мы будем думать о том, как бы себя похвалить вольно или невольно, прямо или косвенно, вспомним слова Спасителя, что всякий, возносящий себя, смирится. Это может произойти по-разному. Может, Господь Сам смирит человека или же по Его попущению это сделают его ближние. Наоборот, тот кто себя смиряет, будет вознесен.

Кто знал о маленькой девочке Любови, которая 15 лет была расслабленной? Кто видел в блаженной юродивой рязанке, ходившей по улицам родного города, будущую святую, великого человека? Только потом некоторые стали понимать, кто перед ними. А о степени непонимания ее подвига красноречиво говорит тот факт, что даже сестра не видела в поведении блаженной Любови никакого подвига, она считала ее странной и безумной. Таким же образом думали и многие другие горожане.

Она смирила себя радикальным образом, не просто отрешилась от всего того, чем обычно хвалится человек — положения, ума, красоты, семьи и так далее — она отказалась от своего ума и вела себя как безумный человек! Но Господь-то видел ее внутреннее состояние, видел, ради чего она пошла на такой подвиг. А сделала она это по послушанию. Сам Николай Чудотворец благословил ее идти таким путем. Мы сегодня ее почитаем как молитвенницу за град Рязань, нашу помощницу в скорбях и заступницу, и, конечно, мы должны помнить о тех уроках, которые она нам дает своей жизнью.

Будем помнить и о том уроке, который Господь предлагает нам взять из притчи о мытаре и фарисее. Не нужно себя возносить, подобно фарисею, услаждаясь мыслями о том, чего мы чего достигли в жизни. В любом случае, от Бога нас отделяет бездна. И даже если мы всю жизнь будем стоять на коленях и молить Бога, мы эту бездну все равно не сможем преодолеть. Но нужно взирать на эту бездну, отделяющую нас от Бога, чтобы у нас не возникало соблазна смотреть на окружающих людей и сравнивать себя с ними. Бог в конце истории на Страшном Суде рассудит каждого из нас и поставит на свое место.

Представьте себе спортсменов, преодолевающих заданную дистанцию. Вдруг кто-то один на какое-то совсем небольшое время вырывается вперед и начинает фотографироваться и бахвалиться, что он впереди всех. Что мы можем сказать о нем? Безумный! Ведь его сразу же обойдут и, может, он окажется одним из последних на финише, если, конечно, вообще до него добежит. Так что нам с вами надо не уподобляться этому неразумному спортсмену, но устремить наши взгляды только на Бога и свое недостоинство. Не будем делать никаких попыток сравнивать себя с другими. Господь все видит и поставит нас на то место, которого мы заслуживаем и в этой жизни, и в жизни будущего века.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"