В Неделю 6-ю по Пятидесятнице литургию в Успенском соборе Рязани возглавил епископ Феодорит

.

8 июля, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, в Успенском соборе Рязанского кремля Божественную литургию возглавил епископ Скопинский и Шацкий Феодорит. По окончании Богослужения владыка обратился к верующим в наставлением:

– Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с шестой Неделей по Пятидесятнице. В сегодняшнем воскресном Евангелии мы слышали о том, как Господь исцелил расслабленного. Евангелист Марк описывает это событие с большими подробностями, чем евангелист Матфей. Некие четыре человека никак не могли попасть с одром своего расслабленного друга к Иисусу Христу, учащему в доме.

И вот они решаются на дерзкий, казалось бы,  поступок – забираются на крышу, разбирают ее и спускают прямо перед Господом Иисусом Христом одр с другом. В Евангелии сказано, что Господь, видя веру их, то есть друзей этого человека, обращается к расслабленному со словами: «отпускаются тебе грехи твои».

Когда Он это произнес, то окружающие Его книжники, которые следовали постоянно за Ним, в сердце своем, про себя, подумали: Он хулит Бога, потому что усваивает Себе Его прерогативу – отпускать грехи человеку.

Господь показывает Свое всеведение и говорит этим книжникам: что легче сказать – «отпускаются тебе грехи» или «встань, возьми одр твой и ходи»? Господь хотел показать этим вопросом, что и то, и другое принадлежит только одному Богу.

И вот Господь, чтобы они знали, что Сын человеческий имеет власть отпускать грехи, говорит расслабленному – встань, возьми одр твой и ходи! Произошло чудо, расслабленный человек встал, его мышцы укрепились настолько, что он смог взять свою постель и с радостью, хваля Бога, пойти в свой дом.

Простые люди, которые были там, не книжники, видя такое чудо, стали прославлять Бога, который, по их мнению, творил такие дела через человека. Тогда еще люди не проникали в тайну Божества Иисуса Христа.

Это евангельское повествование учит нас тому, что Иисус Христос, помимо того, что Он истинный Человек, еще и истинный Бог – это догмат Православной Церкви, который был окончательно утвержден на I Вселенском соборе в 325 году нашей эры.

Всех, кто сомневается и сомневался в этом, святые отцы отсылали, помимо прочего, и к этому евангельскому повествованию. Господь усваивает Себе имя Бога, поскольку не опровергает книжников, думающих, что только Бог может отпускать грехи, Он говорит, что может отпускать грехи человека.

Мы с вами все много согрешаем в этой жизни. И если кто-то скажет, что не имеет греха, он уже, по слову апостола, совершает грех. Христиане имеют великого Ходатая, как говорит апостол Павел, в лице Господа Иисуса Христа перед Отцем Своим, и Отец через Своего возлюбленного Сына отпускает нам все грехи. Но только  с тем, чтобы мы в них покаялись.

Часто, когда мы приступаем к исповеди, бывает, что происходит механическое перечисление этих грехов. И люди начинают смущаться: а зачем я каждые три недели прихожу на исповедь и говорю, фактически, одно и то же?

Надо ли это делать? Надо! Ведь мы стираем постоянно накапливающуюся пыль с мебели в нашем доме, но не надеемся же, что она больше не вернется. Просто мы хотим содержать дом в чистоте и поэтому постоянно  производим уборку. И вот исповедь как раз и является такой внутренней уборкой нашей души, когда наш дом вычищается внутри.

К исповеди нужно приступать как можно чаще, ни в коем случае не пренебрегая этим Таинством. К сожалению, в некоторых Поместных Церквах устоялся обычай, согласно которому ко Святому Таинству Причащения люди приступают без исповеди. В нашей Церкви сейчас ведется полемика – нужно ли исповедоваться каждый раз перед Святым Причащением. Русская Православная Церковь, соборно обсудив этот вопрос, приняла решение, что нужно не пренебрегать Таинством исповеди. Чтобы не было так, что человек раз в год исповедуется, но при этом еженедельно причащается. Такого быть не должно.

Но и в то же время не всегда нужно привязывать Таинство исповеди к Таинству Причащения, если праздники следуют один за другим, например, события Страстной седмицы. Люди вспоминают Великий четверг, Великую субботу, и те, кто часто посещает храм и ведет церковный образ жизни, может исповедоваться один раз, но приступать дважды.

Но и здесь должно быть благоразумие и самого человека, и его духовника, только по благословению которого это можно делать.

Что еще поучительного мы можем извлечь из этого Евангельского повествования? Помимо Божественных дел, которые Господь совершает, мы видим реакцию окружающих людей. Ученые люди, знавшие Священное Писание практически наизусть, то есть книжники, думали, что Бог действует согласно предписанию, которое они сочинили в течение веков. Но Бог непостижим, и когда Христос открывал Свое Божество, их гордые сердца не познали Его.

И здесь мы также можем для себя вынести урок: если мы ведем церковный образ жизни, читаем Священное Писание и в какой-то момент начинаем гордиться своим знанием, считая, что можем поучать других, то сразу становимся книжниками и фарисеями, потому что не уступаем место действию Божества.

Люди, которые регулярно ходят в храм Божий, иногда начинают встречать редко ходящих туда надменно. Они примечают, как те неправильно ставят свечку, не так крестятся или делают поклоны.

Это и есть лакмусовая бумажка, показывающая – где фарисеи, а где настоящие ученики Христовы. Если мы принимаем робкого, еще не знакомого с церковной жизнью человека с любовью, то мы истинные ученики Христовы. А если  встречаем его с жестокостью и гордостью, указываем на его место, ревнуя о своем месте, то мы – фарисеи и книжники, распинающие Христа.

Упаси Бог, чтобы наше сердце превратилось в такой камень, как у фарисеев, сердца которых не оттаивали даже при виде чудес, совершаемых Спасителем! Мы знаем, что когда Господь воскресил Лазаря, подобные люди не обратились.

И поистине, по притче Христовой, если даже и мертвый оживет, они не послушают. Нужно, прежде всего, остерегаться гордости, от которой каменеют человеческие сердца.

Упаси Бог, чтобы наше сердце окаменело и засохло. Но дай Бог, чтобы всякий раз оно орошалось благодатью Божией через молитву!

В этот воскресный день призываю всех нас задуматься о том, как мы исповедуемся, о том, насколько мы ученики Христовы или же фарисеи, которые сомневались в истинном посланничестве Христа. Еще раз с Воскресным днем, храни Вас всех Господь!

Пресс-служба Рязанской епархии