К 70-летию посещения Борисо-Глебского собора Святейшим Патриархом Алексием I (+видео)

.

1948 год. Время, когда страна восстанавливалась от нанесенных войной тяжелейших ран. И еще – когда Церковь, репрессии в отношении которой в годы войны пошли на спад, смогла вздохнуть свободнее и хотя бы немного оправиться от жестоких гонений. Для Рязани этот год ознаменовался приездом Святейшего Патриарха Алексия I. 70 лет назад, 12 августа 1948 года Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Борисо-Глебский собор. Как рассказал клирик собора протоиерей Виталий Рыбаков, древний храм, закрытый перед войной и открытый в июле 1946 года, к тому времени вновь носил статус кафедрального.

Сухие сведения из источников тех лет свидетельствуют, что расцвет церковной жизни в послевоенное время в полной мере оставил след и в жизни кафедрального Борисо-Глебского собора. В начале 47 года в нем нес послушание ключаря будущий Святейший Патриарх Пимен (Извеков). Примерно в это же время в соборе был пострижен в монашество с именем Никодим студент естественного факультета Рязанского государственного педагогического института Борис Ротов. Но на смену свежему дуновению жизни вновь пришли гонения. Церковная жизнь с приходом к власти Никиты Хрущева с новой силой оказалась зажата в тиски идеологической борьбы.
Борисо-Глебский собор Рязани

Воспоминания о тяжелом времени сохранились у немногих верующих. Валентина Егоровна является прихожанкой Борисо-Глебского собора с 50-х годов прошлого столетия. Женщина вспоминает, что ходить в храм было страшно: и насмешки были, и давление. В школе, где учились ее дети, говорили, будто она вместо заботы о них только и делает, что постоянно ходит храм. Загубленная личная и карьерная жизнь или даже арест – это тот неприятный минимум, который был практически гарантирован за участие в жизни Церкви в годы гонений. Но Валентину Егоровну не останавливали эти угрозы. То, что лежало против них на другой чаше весов, было для нее во сто крат значимее. Как и многие верующие женщины тех лет, она проявила небывалую стойкость и мужество, продолжая посещать дом Божий. А первым ее шагом к церковной жизни стало глубокое и осознанное желание, чтобы совершалась молитва об ее усопшей маме.

В 2018 году будет уже шесть лет, как она потеряла зрение в результате несчастного случая. Но сильная духом женщина регулярно бывает на службах в любимом храме и даже по мере сил ухаживает за первым местом погребения святителя Василия Рязанского.

Валентина Егоровна
Валентина Егоровна вспоминает, что прежде вера в людях была сильнее, потому что у большинства не было такой зависимости от денег и от желания заработать как можно больше. И на службах народу было больше. Впрочем, рассудительно добавляет прихожанка собора, тогда и храмов было только два на всю Рязань – Борисо-Глебский и Скорбященский. Сейчас древний рязанский собор продолжает жить полной приходской жизнью, возвышаясь, как нерушимая скала, среди моря исторических событий и потрясений, бурными потоками не раз проносившимися по городу.

При соборе действуют детская и взрослая воскресные школы, проходят беседы. Верующие могут поклониться многочисленым святыням, пребывающим в храме, среди них – почитаемый список Феодоровской иконы Божией Матери, мощи святителя Феодорита, архиепископа Рязанского, и частицы святых останков многих других угодников Божиих.

Своим чередом сменяют друг друга праздники, на многолюдных службах возносится слава Господу, Его Пречистой Матери и святым. Горожане, как и их предки, молившиеся в Борисо-Глебском соборе, просят своего Творца о дальнейшей милости к нынешним и будущим поколениям рязанцев. А история этой святыни лишний раз напоминает о том, что сильнее всякого оружия и любой земной власти становится чистое, искреннее и вечное стремление человеческой души к Богу.

Фотограф - Антоний Тополов

{youtube}bkyYMi0If6I{/youtube}