Как наследовать радость в будущем веке

.

Слово митрополита Марка в день празднования иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Для чего живет человек, каким должно быть содержание его жизни? К чему следует стремиться в настоящем житии? Все эти вопросы затрагиваются в притче, которую мы с вами слышали сегодня в Евангельском чтении. Притча о богатом и Лазаре в своем корне близка по содержанию с другими притчами, которые мы читаем у апостола и евангелиста Луки, в частности, с притчей о милосердном самарянине и о блудном сыне.

Содержание сегодняшней притчи носит несколько другой характер, но все же в ней ставятся те же самые вопросы бытия. В ней рассказывается о двух персонажах: некоем богаче и бедняке по имени Лазарь. Какую цель в жизни ставил перед собой богатый человек? Очевидно, что пределом его желаний был роскошный образ жизни – как мы узнаем из притчи, что он одевался в прекрасные дорогие одежды, ведь порфира была символом царской власти и роскоши в то далекое время.

Этот человек каждый день проводил роскошно, в угощениях и веселье. Ничего особо отрицательного в характеристиках богача не звучит, но при этом одно из используемых слов употребляется и в другой притче у апостола Луки. Помните образ, который Господь приводит богатому человеку? О том, как некий безумный богач, когда уродилась нива, сказал себе: «Душа моя, ешь, пей, веселись, на много лет у тебя собрано сокровищ». Это слово, «веселись», присутствует и в описании жизни богача из нынешней притчи. Очевидно, этот человек, возможно, и не делавший в жизни большого зла – убийств, грабежей – поставил все же для себя целью именно роскошный образ жизни и утешался этими временными скоропреходящими благами, пока смерть не разрушила эту идиллию.

Бедный же Лазарь не получал помощи почти ни от кого, и даже те крохи, которые он хотел бы получить со стола богача, не достигали его. Но Господь ему помогал, и само слово, которое употребляет Спаситель в этой притче, является символичным: «Лазарь» в переводе с еврейского обозначает «Бог помог». Люди не помогли, не проявили милосердия, даже те, кто имел для этого все возможности, но помог Бог.

Итог жизни этих людей тоже был различным. Богач оказался в аду в состоянии мучений. Бедный же Лазарь, который не получил утешений в жизни настоящего века, утешался в пакибытии.

Вот два образа, который рисует перед нами Спаситель, показывая два примера и две цели стремлений, сейчас и тогда, в веке настоящем и будущем. В Евангелии от Луки мы часто встречаем подобные противопоставления – сейчас и тогда. И целью жизни всякого человека, тем более, христианина, должно быть не желание как можно веселее, роскошнее и богаче прожить годы, отпущенные ему, не стремление к наполнению скоропреходящими благами, но исполнение Божиих заповедей, чтобы, соответственно, мы не только здесь получили бы радость и наслаждение, но чтобы и в будущем веке нас тоже ожидала бы радость общения с Богом и все те блага, которые получил праведный Лазарь.

В этой притче богатство само по себе не осуждается, и вместе с тем Спаситель пытается скорректировать наши цели и стремления. Он показывает, что тот, кто стремится исключительно к радости в этом веке, в будущем веке может получить нечто противоположное. Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, в этом веке не забывать о Божиих заповедях, помнить, что есть много людей, нуждающихся в нашей помощи, так, чтобы Господь, видя наши стремления, и в будущем веке не оставил бы нас без радости и веселья.

Христорождественский кафедральный собор Рязани,
6 ноября 2022 года