Притча о мытаре и фарисее и охлаждение веры в русском народе: что общего

.

Слово митрополита Рязанского и Михайловского Марка в Неделю о мытаре и фарисее, день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и 95-летия со дня рождения митрополита Симона (Новикова).

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы встречаем особый праздник в календаре Русской Православной Церкви – память новомучеников и исповедников Русской Церкви. Все мы знаем, как распространялась вера Христова, как утверждалась Церковь в пределах всей вселенной. Воскресший Христос послал на проповедь Своих апостолов, вслед за апостольским периодом наступает период мучеников, который продолжался более двух веков. Все это время вздымались и утихали волны гонений на Христову Церковь, пока, наконец, она не перестала быть гонимой.

В пределах Русской земли во время утверждения веры Христовой в мы не находим подобного противостояния распространению христианства. Конечно, противостояние проповеди веры было, но не такое сильное, не сопряженное с такими испытаниями и гонениями, со смертью многих и многих людей.

Эпоха гонений Русской Церкви наступила почти через 1000 лет после обращения Руси ко Христу. Настало тяжелое время, когда вера Христова стала хулиться, когда храмы подвергались осквернению и закрытию, когда тысячи и тысячи людей, верующих во Христа, за сам факт исповедания веры в Него были убиты или подвергнуты преследованиям. В большей или меньшей степени вера Христова подвергалась преследованиям на протяжении 70 лет.

Мы сегодня прославляем память всех новомучеников и исповедников Русской Церкви, ведомых и неведомых, знаемых и тайных. У нас всякий раз возникает вопрос – почему наступила эпоха испытаний, почему Господь попустил Русской земле оскверниться поруганием святынь и безбожием?

Мы сегодня, дорогие братья и сестры, слышали евангельскую притчу о мытаре и фарисее. В каком-то смысле мы можем уподобить жизнь на нашей Руси окостеневшей вере фарисея. Конечно, было много благочестивых людей и проявлений святости, но в то же время следует признать, что многие исповедовали Христову веру формально, так что даже священники, люди церковные зачастую пребывали в холодном состоянии духа. При этом многие священники и епископы предупреждали о Божием наказании за это всеобщее народное охлаждение в вере. И, увы, это наказание постигло народ, и масштаб этого попущения Божия превзошел все мыслимые и немыслимые виды.

Тем не менее, несмотря на страшную волну безбожия, Церковь явила в своих рядах множество несокрушимых воинов, исповедников, мучеников за веру Христову. Мы сегодня назидаемся их житиями, их твердостью, стойкостью и терпением. И, конечно, эти страшные годы и то охлаждение, которое им предшествовало, является для всех нас уроком.

«Русь Святая, храни веру православную!» – слышим мы слова стихир. Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, хранить сердце горячим, не впадать в высокоумие или высокомерие, свойственное для персонажа евангельского фарисея. Будем помнить, что любой человек, даже самый страшный грешник и гонитель веры, может стать новым Павлом, обратиться ко Христу. И с другой стороны, пока мы живы, вне зависимости от того, сколько часов мы молимся, сколько богослужений мы посещаем, читаем ли Евангелие или Псалтирь, знаем ли хорошо слово Божие, творим ли добрые дела – всегда существует возможность отпадения. Она особо усиливается, когда мы начинаем осуждать наших ближних, в особенности, тех людей, которые еще не познали Бога.

Дай нам Бог всегда, дорогие братья и сестры, избегать осуждения и превозношения, и всегда стремиться к смирению, потому что Бог, как говорит Священное Писание, гордым всегда противится и только смиренным дает благодать.

Кафедральный собор Рождества Христова г. Рязани,

5 февраля 2023 года