Каждый на своем месте да свидетельствует о Христе. Слово митрополита Марка в Неделю Всех святых

.

Слово митрополита Рязанского и Михайловского Марка в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, день празднования 450-летия Николо-Чернеевского монастыря, после богослужения в обители.

Прощаясь с учениками незадолго до Своих страданий, Господь ободрял их, в том числе, такими словами: «В доме Отца Моего обителей много». Господь неслучайно сказал это. Дело в том, что среди иудеев бытовало убеждение об ограниченности количества спасаемых, которых Господь примет, в то время как остальные люди будут отвергнуты. Так вот, прощаясь с учениками, Спаситель говорит им эти слова, свидетельствующие – все могут быть приняты.

История Христовой Церкви подтверждает истину, которую сказал Господь. Мы видим, как много различных людей угодило Богу на протяжении двух тысяч лет – апостолы, их преемники святители, мученики, исповедники, преподобные, блаженные, Христа ради юродивые и многие другие люди. Господь прославил самых разных людей, как тех, кто стал проповедниками слова Божия, так и простых мирян и мирянок, которые жили тихой и благочестивой жизнью, исполняя заповеди.

Слушая тропарь сегодняшнего праздника, мы замечаем, что в нем особым образом выделены мученики – «Иже во всем мире мученик Твоих». Так начинается тропарь Всем святым.

Действительно, подвиг мучеников особым образом выделяется Церковью, потому что одно дело – произносить слова, и совсем другое – быть готовым на самую великую жертву, которую может принести человек: на жертву своей жизни. И потому мученики занимают особое место в истории Церкви.

В нашем православном народе всегда почитаются преподобные, монашествующие, и монастыри воспринимаются как духовные здравницы, где можно быстрее, нежели дома, получить выздоровление. И монашествующие в истории Церкви называются еще и бескровными мучениками. Однако, когда мы говорим слово «мученик», нужно понимать важную особенность. Произнося его, мы подразумеваем идею страданий, но греческое слово, переводимое на наш язык как «мученик», несет другой смысл и акцент – это прежде всего свидетель, несущий свидетельство разным образом: и пролитием крови, и ценой жизни, и словом. Поэтому мученичество – есть свидетельство, и в этом смысле греческий термин является более широким понятием.

Когда мы говорим о мучениках, мы должны понимать, что речь идет не только о проливших кровь, но прежде всего о тех, кто так или иначе нес свое свидетельство о Христе: словом, жизнью, благочестием, добродетелями, исповеданием веры и делами любви. Мученичество – подвиг не для всякого человека, и даже древние христиане, стоя перед лицом гонителей, нередко отрекались от Христа, проявляли слабость, не в силах вытерпеть пытки. Но свидетельство – более широкое понятие, и оно должно быть присуще всем нам, каждому на его месте. Епископы, священники, монашествующие, благочестивые миряне и мирянки и даже дети часто несут свое свидетельство о Христе.

Вспоминаю рассказ одного маститого протоиерея о том, как в советское время его родителей вызвали в школу и стали отчитывать за то, что они ходили в храм и водили туда детей. И в это время представитель власти сказал – ведь мальчик-то, наверное, ничего не понимает в вере... Но этот самый будущий протоиерей, тогда совсем маленький, сказал – «Я верю в Бога!». Тем самым он выразил свое свидетельство, исповедовал Христа перед лицом гонителей веры.

Дай Бог и нам всем, дорогие братья и сестры, несущим свое послушание в разных местах, нести свидетельство о Христе, ведь это главная наша задача как христиан. В Евангелии от Матфея передаются следующие слова Господа – «Я с вами во все дни до скончания века». Господь показывает нам Свою защиту, а мы с вами должны нести свое свидетельство современному миру.

11 июня 2023 года