Погрязнув в мелочах, человек может пропустить свою главную битву

.

Слово митрополита Марка в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Серафима Саровского.

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Жизнь современного человека, дорогие братья и сестры — это отсутствие умения сосредоточиться. Многие люди в наше время часто живут в состоянии постоянного расслабления — слушая музыку, смотря телевизор и постоянно по малейшему поводу отвлекаясь. Людям становится необходимым какой-то фон - расслабляющий, снимающий напряжение, с которым они чувствуют себя уютно и, как говорят, в своей тарелке.

А есть и другой подход —когда человек постоянно пребывает в каком-то напряжении, поминутно интересуется новостями, происходящим в мире, то и дело проверяет электронную почту, и так далее…

И вместо того, чтобы заниматься своим делом, люди постоянно находятся в ожидании чего-либо: либо известий, важных для них самих лично, либо новостей глобальных.

Такой же подход мы порой встречаем в отношении церковной жизни. А что важного происходит в Церкви? Вот какой-то представитель Церкви сказал то-то, другой - еще что-то. Но ведь самое главное, что происходит в Церкви, не увидеть глазами…

Самое главное уже прозвучало почти две тысячи лет назад!

Мы сегодня слышали Евангельское чтение от от Евангелиста Марка, в котором говорится о начале проповеди Иисуса Христа. Господь наш Иисус Христос, выйдя на проповедь, перед началом Своего общественного служения Сам и через посредство Своего Предтечи призывал людей к покаянию.

Покаяние, как мы знаем, — это изменение нашего ума, нашего сознания. Это не только слезы раскаяния, которые мы порой проливаем о наших согрешениях. Потому что самое главное — это не чувство, а наше сознание, ум, наши ценности и убеждения. И настоящее покаяние происходит только тогда, когда мы меняем свой жизненный подход. В церковной жизни самое главное - это то, что происходит в душе человека: непрерывная борьба с грехом, постоянный выбор между добром и злом, окрыляющие взлеты и горькие падения, порой — топтание на месте или даже отступание назад… И, возможно, медленное, но все же — продвижение вперед.

Вот это-то и является главным содержанием церковной жизни! Но иногда у нас есть соблазн поддаться представлению о том, что самое главное можно увидеть глазами.

Конечно, важно созидание храмов, появление новых священников, пастырей. И на самом деле все это помогает самому главному: преображению человека, его изменению, покаянию — всему тому, что происходит сокровенно и таинственно.

Сегодня мы прославляем память преподобного Серафима Саровского, который не был, как любят говорить сейчас, ньюсмейкером. Это был человек, который проводил спокойную, созерцательную и сосредоточенную жизнь. Что мы можем сказать о том периоде его жизни, который он провел, стоя на камне и молясь в течение тысячи дней?prp Serafim Sarovskiy

Мы не знаем, казалось бы, ничего!.. Содержанием этого периода были молитвы, слезы покаяния, его воздыхания о своих грехах и о грехах мира. А ведь казалось бы, что может произойти за тысячу дней! Только представьте себе - это же почти три года. И мы не знаем ничего о том, что происходило с преподобным Серафимом, потому что молитва — это и есть самое главное делание, самая важная активность, которая доступна и для нас с вами.

А потому, дорогие братья и сестры, взирая сегодня на образ преподобного Серафима Саровского, который является примером монаха, и для всех нас — примером молитвы, смирения, любви к ближнему, будем думать и стараться жить не только внешними понятиями и мерками, интересоваться внешними событиями, но прежде всего — обращать внимание на свою душу, устремляя духовный взор вглубь ее, потому именно там находится самое главное поле битвы, которая нам предстоит.

Мы относимся со вниманием к вещам внешним и, может быть, иногда добиваемся какого-то небольшого локального успеха, но главное поле битвы оставляем практически без борьбы.

Будем стараться обращать внимание на нашу душу, ведь именно там — главная борьба, там главная новость: либо победа, либо поражение.

Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, быть людьми сосредоточенными, чтобы прозвучавшие почти две тысячи лет назад слова о покаянии, постепенном изменении нашего ума и сознания, об обращении к Богу, не остались бы тщетны в отношении нас. И чтобы главным содержанием нашей жизни стала именно борьба с грехом, которая начинается в нашей душе. Аминь».

Троицкий монастырь города Рязани,

15 января 2017 года

Фото из открытых источников