«Αγαπάς» или «Φιλεῖς»?.. Слово митрополита Марка в день памяти апостолов Петра и Павла

.

12 июля, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил праздничную Литургию в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве. Свое слово архипастырь посвятил великим учителям веры Петру и Павлу:

— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня Святая Церковь отмечает память двух великих своих сынов, двух святых людей, апостолов Петра и Павла. Церковь называет их особым образом. Называет их святыми. Называет их славными. Называет первоверховными. Так Церковь оценивает их значение и место в истории Христианской Церкви, в истории всего мира.

Отмечая сегодня память апостолов Петра и Павла, мы не можем не задаться вопросом, а что послужило основанием для столь великой оценки деяний этих двух разных людей, для столь великой оценки их вклада в историю Церкви, их вклада в историю мира.

Может показаться, что для этого были нужны особые таланты, особые дарования. Но если у апостола Павла было прекрасное образование, он был человеком грамотным, был человеком просвещенным, то апостол Петр был человеком совсем иного порядка. Простым рыбаком, человеком малограмотным, человеком, может быть, даже косноязычным.

Для того чтобы апостолы смогли осуществить свою миссию, они, прежде всего, должны были понять свою слабость. Осознать свое смиренное положение. И апостол Павел, даже уже будучи посланцем Господа, посетив немало Церквей, совершив немало миссионерских трудов, говорил, что ему нечем хвалиться, кроме своих немощей.

О слабости человеческой природы апостола Петра мы также находим свидетельства. И не только в Евангельском повествовании о том, как Петр отрекся от Спасителя накануне Его Крестных Страданий, когда Христа схватили и повели на судилище к первосвященникам и книжникам. Но даже после явления Христа Воскресшего.

Вчера, во время вечернего богослужения, мы слышали Евангельское чтение, в котором Господь трижды спрашивал своего первоверховного ученика о том, любит ли тот Его. И Петр в нетерпении, в некотором душевном смущении отвечал, что да, он любит Его, своего Господа. Если всмотреться в оригинальный текст Евангелия, то мы увидим очень важный момент. Когда Христос спрашивает первые два раза у апостола, любит ли Его Петр, то употребляет глагол – «Αγαπάς» («Агапас»), который в переводе с греческого означает буквально «любить самоотверженной и жертвенной любовью».

А что же апостол Петр? Какой он дает ответ своему Господу?

Апостол Петр говорит Спасителю, что он Его любит, но употребляет при этом совсем другое слово – «Φιλεῖς» («Филеис»), в переводе с греческого означающее «любить как друга». И тогда в третий раз Господь, видя, что апостол Петр все также Ему отвечает, все также воспринимает Его как Учителя, как Друга, обращается к Петру уже с понятным тому словом — Φιλεῖς…

Итак. Даже здесь проявляется немощь апостола. Петр даже после Воскресения Господня воспринимает Спасителя не столько как Бога, за которого он готов отдать свою жизнь, но больше как Человека, которого любит как Учителя и как Друга.

Эти человеческие проявления мы видим повсюду в жизни святых апостолов. И тем важнее было осознание ими своего смиренного положения, своих слабостей, того, что им нечем хвалиться, кроме своих немощей. И именно потому, что они это исповедовали, именно потому, что они это осознавали, Господь даровал им Свою всесильную благодать. И этой силой, этой Божией премудростью, этим Божиим даром, этим дерзновением они смогли уловить всю Вселенную, как говорит святая Церковь словами песнописцев.

Прославляя сегодня память святых апостолов, мы должны им подражать, с одной стороны — усердием, а с другой – смиренным осознанием своей человеческой слабости. Если апостол Павел, этот человек, которого Церковь называет светильником Вселенной, говорит о том, что лишь немощами ему возможно хвалиться, то что говорить о нас, грешных, слабых, недостойных. Будем же молиться первоверховным апостолам Петру и Павлу, чтобы они научили нас смирению и чтобы по их молитвам Господь даровал нам дерзновение и силу свидетельства о Христе Воскресшем. Аминь.

IMG3290
IMG3284
IMG3284
IMG3301-1
IMG3290
IMG3308
IMG3329
IMG3339
IMG3365
IMG3354-1