Чего нас лишают мечты

.

Слово митрополита Марка после Божественной литургии в Храме Живоначальной Троицы в Хорошеве 3 декабря.

— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Церковное предание, дорогие братья и сестры, хранит такую историю. Как-то к одному старцу подошли с вопросом: «Какой момент жизни является для человека самым главным, самым важным? Прошлое или, может быть, будущее?» Послушав вопрошающих, старец ответил: «Самым главным моментом в жизни является тот момент, в котором мы живем сейчас. Наше настоящее».

Между тем люди, в своем большинстве, очень часто в своей жизни делают акцент отнюдь не на настоящем. Но думают постоянно о будущем, причем облекают это будущее в какие-то фантастические мечты. К примеру, люди думают так: вот сейчас я живу, может быть тяжело, тяжелая работа, тяжелая жизнь, тяжелая семейная обстановка, но вот потом, когда-то... либо когда, наконец, подзаработаю, либо когда выйду на пенсию или еще однажды в будущем... я буду жить, радоваться, у меня будет домик в деревне, или домик у моря... и мало ли еще подобных планов рождается в наших головах.

Мечты с течением нашей жизни меняются. Они зависят от возраста, от потребностей человека, от времени, от обстоятельств жизни, от степени испорченности. Но все равно подавляющее большинство людей мечтают о светлом, хорошем, радостном будущем. В том или ином варианте.

Именно с этим была связана и коммунистическая мечта о том, что когда-то на земле настанет время, когда не будет голодных, не будет бездомных, не будет тяжелого физического труда, а будет радостная, спокойная, счастливая жизнь.

Так думали и так жили люди в советское время. Причем было много и искренних людей, которые действительно верили в эту мечту и от всего сердца желали будущим поколениям пожинать плоды труда поколения нынешнего. И чем закончилась эта мечта?.. Крушением...

На земле невозможно и неправильно жить мечтой. На земле нужно жить настоящим, вдохновляясь Заповедями Божиими и понимая, что никогда здесь, в этом мире, не будет такого радостного, спокойного и благодатного времени, лишенного борьбы, которое рисует нам наше воображение.

И именно об этом и говорится в сегодняшнем Евангельском чтении. В нем в притче рассказывается о человеке, у которого уродилось большое количество пшеницы. Он собрал хороший урожай. И подумал: «Вот, сломаю старые житницы, которые не в состоянии вместить такого урожая, построю новые и будут жить, радоваться и веселиться». Человек сказал своей душе: «Ешь, пей, веселись, на много лет у тебя хватит богатства».

Слушая эту притчу, мы, конечно, осуждаем богача, удивляемся его наивности, его испорченности, его эгоизму, но на самом деле мы сами часто мыслим теми же самыми категориями. Может быть, не так эгоистично, не так явно греховно, но рассуждаем точно так же. Мол, когда-то будет время, когда все тяготы, трудности и лишения этой жизни от нас отступят, и здесь, на земле, мы будем радоваться, наслаждаться покоем, и все в этой жизни будет у нас хорошо.

Господь в этой притче предупреждает всех нас: «Безумные! Если вы будете так думать, то неизвестно, что с вами случится, какова будет ваша судьба!»

Жизнь человеческая – это время борьбы и становления личности. Состояние же человека, когда он ориентируется только на то, чтобы есть, пить и веселиться, – это состояние застоя, когда человек уже не растет, а только деградирует.

Но Господь не хочет нашей погибели. Господь хочет, чтобы все мы спаслись и познали истину. Именно для спасения Господь пришел на эту землю и даровал нам эту жизнь — как поле испытаний. И если мы, устав от борьбы, начинаем говорить себе: «Ешь, пей, веселись, отдыхай», — то тем самым подписываем себе приговор.

По вере Церкви Господь забирает человека в тот момент его жизни, который является наилучшим для его души. Наша жизнь – это время борьбы, и лишь борьба дает нам возможность стать лучше. Но если мы прекращаем бороться, то, возможно, пропадает и смысл нашего пребывания здесь, на земле...

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, не жить пустыми и тщетными иллюзиями и ненужными идеалами, подобно тем, какие предлагала нам наша страна в недавнем прошлом. Дай Бог нам жить реальностью, понимая, что жизнь – это борьба, борьба со злом, борьба со злом в нас самих, и лишь в этой борьбе – смысл нашего существования. Аминь.

***

Святой Церковью установлено в этот день чтение Евангелия от Луки. Глава 12, ст. 16–21

12.16. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

12.17. и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

12.18. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,

12.19. и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

12.20. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

12.21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

(Лк. 12, 16–21)