Не место красит человека

.

Слово митрополита Рязанского и Михайловского Марка после литургии в Приокском храме поселка Приокский города Рязани.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Очень часто малоцерковные люди, которые не являются постоянными прихожанами наши церквей и редко посещают богослужения, в качестве отговорки приводят следующий аргумент: я прихожу в храм и мало что там понимаю, славянский язык для меня труден, да и вообще богословие, вероучение – это сложные вещи, которые мне освоить почти невозможно.

А между тем, если мы возьмем Евангелие, мы увидим, насколько там все доступно и просто. Конечно, есть вещи, которые со временем людям бывает все тяжелее понять из-за того, что меняется жизнь. Бывает, что людям, живущим в городе, трудно понять слова Спасителя, которые были обращены к землепашцам. Но, в целом, проповедь Спасителя является ясной, четкой и понятной. Это – мудрость, выраженная в простых словах, мудрость совершенная.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали с вами Евангельские повествования, и в них один из главных образов – образ смирения. Он выражен в теме званого ужина, на который приходят гости и рассаживаются по местам. Господь приводит такой пример: человек пришел и тут же старается за столом занять лучшее место. Спаситель говорит: этого делать не нужно, садитесь всегда на последнее место, потому что, если вы сядете впереди, и вдруг придет кто-то, кто является для хозяина более важным, более почетным, то вас попросят пересесть дальше, на место, менее значимое и расположенное в большем отдалении от хозяина.

Господь говорит: занимайте последние места, потому что это – беспроигрышная позиция. Потому что, если вы сядете на последнее место и потом хозяин, желая воздать вам почесть, пересадит вас поближе к себе, тем самым продемонстрировав свое уважение к вам.

Этот принцип нужно исполнять не только в гостях. Поведение человека, приходящего на званый ужин, должно быть нашим принципом жизни! Мы часто стремимся занимать первые места. Вспомните, как в советское время в очереди люди стремились протиснуться в самое начало, встать в первых рядах, растолкав всех остальных. Или другой пример – транспорт. Все, наверное, представляют себе картину, как пассажиры любой ценой стремятся попасть в салон первыми, чтобы занять лучшие места, сесть, пользуясь максимально возможными удобствами. И так – во многих вещах! Мы даже не представляем себе, что можем поступать иначе, не думаем о том, что существует иная модель поведения. А именно об этом нам говорит Господь: не нужно торопиться занимать лучшие места, хватать лучшие куски, гоняться за лучшими должностями.

Как говорят – не место красит человека, а человек место. То же самое можно сказать в отношении священнического служения. Ведь зачастую люди уважали и почитали священников, которые не был настоятелями храмов или больших городских соборов. Вспомните праведного Иоанна Кронштадтского. Он ведь служил не в столичном Петербурге. Это сейчас Кронштадт, место его служения, фактически является ближайшим пригородом Санкт-Петербурга. А в то время это была территория, где жили ссыльные, где ютилась в трущобах городская беднота, где было много нуждающихся, несчастных людей. И, тем не менее, к нему, всенародно любимому «батюшке Иоанну», а не к городским священникам, ездили верующие, чтобы молиться на службах, исповедоваться, попросить духовного совета. И так –  во всем!

Мы не должны искать и добиваться лучших мест, мы должны думать о красоте своей души, о том, чему мы соответствуем. А ведь каждый человек грешен, и каждый, оценивая себя беспристрастно, должен в жизни занимать последние места. И если Господь увидит наше смирение, наши добрые дела, то обязательно пересадит нас на почетное место. Но это не должно являться нашей задачей и предметом наших устремлений.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы приведенный Господом образ, который мы слышали в сегодняшнем Евангелии, был бы нашим правилом поведения не только за столами, но и во всем течении нашей суетной, грешной, многомятежной и многозаботливой жизни! Аминь.

30 декабря 2017 года