Настала пора серьезного разговора о том, какой должна быть православная икона XXI века!

.

16 января в галерее «Русский Афон» прошла дискуссия о путях развития современной иконописи в России. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк направил участникам дискуссии приветственное слово:

— Приветствую Вас, дорогие отцы, братья и сестры, участники экспертной дискуссии о путях развития современного иконописания в России.

Сегодня эта тема требует самого серьезного обсуждения, самого серьезного аналитического подхода. Вопросы развития современной иконописи активно обсуждаются профессиональным сообществом, и они столь же актуальны, как и тема развития современного храмостроительства.

В начале XX века произошел трагический надлом и деформация всей нашей культуры. Творческий потенциал нации был направлен в иное русло. И, конечно, традиции русской иконописи и русской храмовой архитектуры во многом были утеряны. Распалась связь времен.

70 лет сковывала советская плотина русскую мысль. Но сгнив изнутри, она обрушилась, освободив духовному искусству путь к свободе. Конец XX века в истории русского искусства ознаменовался духовным восхождением к идеалам, бережно хранившимся в народной памяти, возвращением к святоотеческому наследию и возрождением церковного искусства, в том числе и русской иконописи. За сравнительно краткий период времени произошел настоящий прорыв. В России родилось целое движение иконописцев. Столь яркое, мощное и во многом романтичное, что к нему стали присоединяться люди из самых разных сфер деятельности, в том числе и без художественного образования.

Духовный подъем в России вызвал живой интерес в западных странах. Русских иконописцев стали приглашать в Европу. И православная иконопись явилась неким средством, возможностью для западных христиан прикоснуться к православному богословию.

Итак, сегодня по всей России организовано большое количество иконописных мастерских, школ и направлений. Есть более или менее известные, есть более или менее востребованные. Но их число внушает уважение.

Между тем у каждого процесса всегда есть и обратная сторона, свои болевые точки. Мы, к сожалению, должны признать, что среди современных иконописцев присутствует немало «слабых звеньев», которым не хватает ни образования, ни таланта, ни вкуса. Одни занимаются слепым и бездушным подражательством, другие, стремясь сказать свое слово в искусстве, создают откровенную безвкусицу, нарушая при этом и церковные каноны.

При этом в условиях «свободного» рынка возможностей предостаточно и для плохих художников, так что они наравне с профессионалами стремятся найти своего покупателя, свою нишу. И часто в лице столь же малообразованных людей, в том числе и духовенства, находят своих потребителей, которых привлекает цена и подобие красоты.

Дорогие друзья! Настала пора серьезного разговора о том, какой должна быть православная икона XXI века!

И здесь мы должны говорить сразу о нескольких аспектах. Во-первых, при создании святого образа необходимо твердо соблюдать православные каноны иконописания. Во-вторых, икона должна быть выполнены на высоком художественном уровне. То есть у иконописца должно быть художественное образование и некоторые способности. И третье. Самое главное. Иконописец должен стремиться в каждой своей работе быть Мастером с большой буквы, Художником, Творцом, а не подмастерьем или ремесленником.

В наш век равнодушия велик соблазн ремесленного подхода. Спрос хороший. Современные технологии позволяют. Но настоящую икону способен написать лишь человек, в котором дышит Дух. Потому не забывайте, чтобы создать святой образ, надо не только хорошо писать, но и хорошо молиться. Никакой профессионализм не способен вдохнуть в мертвую икону дух, даже если она написана в прекрасной технике и в соответствии с канонами.

И не забывайте, русские иконы прославились на весь мир не только удивительной, своеобразной манерой письма, не только точностью и красотой линий, особой ни на что не похожей передачей пространства, светоносностью и цветовой наполненностью, но и глубоким соответствием художественного языка предмету изображения — иной реальности, другим словом они прославились своей духоносностью.

Эти духовные образы писали святые и подвижники благочестия. Желаю, чтобы современные иконописцы всегда помнили об этом, чтобы иконописание не деградировало до уровня ремесла, но оставалось духовным творчеством, а русская икона – богословием в красках.