Книжная мудрость – хорошо, духовный опыт – еще лучше

.

Слово митрополита Рязанского и Михайловского Марка в Казанском храме села Вышетравино:

В сегодняшнем Евангелии, дорогие братья и сестры, мы слышали повествование об исцелении Господом нашим Иисусом Христом бесноватого. Господь изгнал беса из человека, одержимого нечистым.

Люди, которые были свидетелями этого и других чудес, совершенных Спасителем, отмечали одну важную особенность. Они видели очевидное отличие в том, как учил Господь, от того, как учили книжники и фарисеи.

В чем состоял метод обучения книжников и фарисеев? Они главным образом ссылались на авторитет. Предание, традиция – это было основой их поучений. Они приводили многочисленные авторитетные мнения раввинов, учителей, цитировали их и, основываясь на всем этом, учили человека.

Господь, когда произносил слово, наставляя народ, не ссылался на кого-либо, не приводил в пример многочисленных учителей народа израильского. Он говорил, как свидетельствуют евангелисты, как власть имеющий. И Он не только учил, но и исцелял – все Евангелия полны описаниями этих особых случаев, чудес, которые совершал Господь, проповедуя Евангелие Царства, призывая людей к наследованию Царства Небесного.

Конечно, мы не можем сравнивать с Господом Иисусом Христом наших ближних или себя, ведь чтобы учить, как власть имеющий, и творить чудеса, нужна особая милость и дерзновение, а мы все люди грешные. Однако мы тоже порой подменяем живое слово ссылками на кого-либо, книжной мудростью. Почему это происходит?

Потому что у нас часто не хватает духовного опыта. Наша духовная жизнь нередко носит характер поверхностный, неглубокий, внешний. Мы приходим в храм, стоим на службе, и хорошо еще, если делаем это регулярно. И то вместо молитвы наши мысли часто блуждают далеко от храма. Мы, может быть, цитируем или рассказываем то, что читаем в книгах, но сами по своей духовной нищете и духовному убожеству не обладаем подлинным духовным опытом, таким, каким обладали святые отцы, подвижники, святые люди. Поэтому, дорогие братья и сестры, важно не только жить цитатами подвижников, не только слушать Евангелие, но и исполнять его. Конечно, это дело сложное, дело трудное, дело всей жизни. Неслучайно один из известных людей говорил, что Евангелие – это Книга жизни, и читать его нужно всей своей жизнью.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, воспринимать нашу веру не только внешним образом, читая книги, напитывая свой ум, но и жить сердцем, стараться исполнять то, что мы слушаем и слышим в храме, то, чему мы научаемся из Евангелия, из писаний подвижников веры Христовой. Дай Бог реально жить жизнью Церкви, верой, как и говорится в одной из молитв, в которой возносится прошение «за верой живущих». Дай Бог, чтобы все это было содержанием всей нашей жизни!

5 октября 2019 года