Великий пост в Рязанском крае

.

Великий пост - самый многодневный, подготовляющий всех православных христиан к ключевому событию в Священной истории – Пасхе Христовой. Как и вся Россия, жители Рязанского края в конце XIX – 1-й половине XX веков соблюдали пост, читали в первые дни поста в храмах канон Андрея Критского, участвовали в Таинствах, переменяли своё отношение к образу жизни земной, ведь покаяние с греческого μετάνοια (метанойя) означает именно изменение ума, изменение своей жизни и направление её на жизнь со Христом.


Одной из отличительных черт внешнего ограничения в Великий пост было закрытие всех питейных заведений страны, а в трактирах и ресторанах подавались постные блюда (интересный факт, что в советское время сохранилось некое преемство этой традиции, когда в каждую среду и пятницу был «рыбный день» и давали близкую по содержанию постную еду). Также в Великий пост закрывали театры, поскольку их помещение считалось недозволительным в дни всеобщего покаяния.

В Рязанском крае также имелись свои особенности. Так с началом Великого поста во всех губерниях была распространена форма духовной жизни – паломничество в святые обители. В Рязанском крае одной из таких обителей был Свято-Иоанно-Богословский монастырь до его закрытия в 1931 г. посещали жители рядом расположенного с. Пощупова Рыбновского района и жители Михайловского района.

Академик В.В. Селиванов писал:

«Великий пост во всём православном отечестве нашем преимущественно посвящался покаянию: и потому во всё продолжение Великого поста в приходских сельских церквах отправляется божественная служба ежедневно».

Многие из крестьян предпочитали говеть в первые недели поста. В течение всего поста у людей менялось поведение: они воздерживались от песен, плясок, причём даже во время традиционных собраний молодёжи, именуемых «посиделки», а в Касимовском уезде и в 1920-е годы с началом Великого поста посиделки вообще прекращались. Исследователь Л.А. Тульцева, проводившая в 1960-1970-е годы полевые наблюдения в Рязанской области, сообщает, что и в начале 1950-х годов в сельской местности наступление поста не только отражалось на домашнем меню, но и чувствовалось в разговорах между соседями и в стремлении людей старшего поколения ограничить молодёжные гуляния на это время. Это подтвердили жители Пощупова, помнившие, что в годы их молодости с началом поста прекращались развлечения и веселье:

«На гармошке не играли, песен не пели, никуда не ходили».

Один из старожилов города Скопина вспоминал:

«Перед Великим постом мы соблюдали подготовительные седмицы, готовились... Великим постом выделяли три недели – первую, четвёртую (крестопоклонную) и страстную. Во время Великого поста нельзя было в карты играть, собираться у кого-нибудь, справлять свадьбы...»

Как отличительную черту великопостных дней он отметил широкую благотворительность, особенно принятую в среде зажиточных людей, помогавших в дни поста неимущим съестными припасами и добавил:
«Да!.. Вера без добрых дел – мертва» (это цитата из Соборного Послания апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского: Та́кожде и вѣ́ра, а́ще дѣ́лъ не и́мать, мертва́ е́сть о себѣ́ (Иак. 2:17).

В Рязанском крае в первые дни поста, когда читается канон Андрея Критского, все верующие старались ежедневно посещать храм и причащаться в субботу. Так в с. Маково Михайловского уезда сохранялась данная традиция ещё в 1930-е тяжёлые для Церкви годы и даже в годы Великой Отечественной войны.

Касаемо питания были следующие особенности. В Рязанском крае готовили в основном щи с капустой, чаще борщ, блюда из картофеля, каши, ели много овощей и фруктов. Очень выручала квашенная капуста, которую заготовляли впрок в большом количестве. В Зарайском уезде квашеную капусту делали из разных частей кочана и разделяли по качеству на серую, полубелую и белую. Серую капусту рубили из верхних зелёных листьев, полубелую – из всего кочана, а белую – из одних только «сердечек». Серая капуста шла на щи, а белую и полубелую ли с квасом. Также ели квашеные огурцы с капустой. Ещё важной составляющей постного стола были грибы. У крестьян даже была поговорка, сохранившаяся до сих пор в народной памяти: «У нас в Рязани пироги с глазами: их едят, а они глядят». А так как во время поста ели грибы, то поговорка приобрела вид, уже знакомый нам: «У нас в Рязани грибы с глазами: их едят, а они глядят». Селиванов отмечал, что «в постные дни грибы уже не лакомство, а необходимость. Православные русские люди, крестьяне и, слава Богу, многие помещики, не станут не только мяса, но и рыбы есть в посты Успенский и Великий: тогда без сухих грибов не состряпают ни одного блюда».


Меню у зажиточных крестьян в Рязанском крае в Великий пост все пять будничных дней недели включало чёрный ржаной хлеб, ржаное «тесто» - круто заваренная кипятком ржаная мука, квас с картофелем или капустой, редькой, хреном, суп или щи с картофелем без масла, обварку из гороха, пшённую кашу, обжаренный без масла картофель. По субботам и воскресениям, когда разрешалось растительное масло, ели ржаной пирог, щи или суп с конопляным или растительным маслом, лапшу, кашу с маслом или картофель, поджаренный на масле, гороховый кисель с маслом, блины и блинцы на постном масле.

Также у менее зажиточных крестьян употреблялся кулеш – жидкая пшённая каша, огурцы, капуста, на обед – щи, отварной картофель, пшённая каша. Утром чай не пили, а только в 12 или в 16 часов. Иногда пекли пироги с начинкой из кислой капусты. В воскресение, которое тоже считается праздничным днём, сразу же после обедни ели суп из картофеля, подбитый мукой, луком и подсолнечным маслом, постную лапшу маслом и луком, жареный картофель с луком и маслом, пшённую кашу с маслом. На ужин ели то же самое.

На четвёртой – крестопоклонной неделе Великого поста выпекали перстные пышки «кресты», делали их в крестообразной форме (Пронский, Касимовский уезды).

По материалам сайта Рязанской епархиальной библиотеки

Из статьи Т.А. Ворониной «Соблюдение постов в Рязанском крае: прошлое настоящее»